Маргарита ВЕТОШКИНА: "Творчеством заняться никогда не поздно"

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы не селился человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. На странице приводятся уникальные приемы изготовления обрядовых и игровых кукол, на протяжении веков сопровождавших быт русских крестьян. Некоторые из этих кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом. Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяю свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Закомьтесь, наш гость - Маргарита Леонидовна Ветошкина, мастерица  народных кукол.

Как давно вы занимаетесь этим и почему?

У меня родился внук, и мне хотелось, чтобы он рос здоровым. Мои  дети в детстве часто болели. И услышала я передачу, где вятский народный мастер Нина Васильевна Осипова рассказывала, что есть такие куклы, с помощью которых можно с младенчества ребенка оздоравливать. Куклы эти с возрастом заменяются – подрастает малыш, и ему дают новую. Самая первая кукла – младенчик. Ее мать делала в родах, в перерывах между схватками. Куклами я занялась довольно поздно, ближе к 50. И делаю их лет восемь. А что? Творчеством заняться  никогда не поздно».

Еще Маргарита Леонидовна делает кукол-травниц, которые  сухими травами набиты. Это может быть мята, ромашка, зверобой, мать-и-мачеха, шалфей. От этой куклы покой идет, умиротворение. 

Сколько времени уходит на изготовление одной куклы?

«По-разному. Это зависит и от меня, а если делаешь куклу в помощь кому-то, то и от человека. И, конечно, от сложности работы. Если кукла шитьевая, то дольше, если бесшитьевая – быстрее».

Маргарита Леонидовна считает, что куклы – существа из мира чудес, волшебства, магии, чародейства, связь с которым у нас, увы, утрачена. Но утраченную связь можно восстановить. Для этого просто нужно почаще брать оберег в руки, разговаривать с ним и просто любить.

Маргарита Леонидовна, а почему   у кукол нет лиц?

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как  играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег. Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. Потерян большой пласт нашей истории и культуры. В то время, как кукла сопровождала человека с рождения до смерти.

Приятного просмотра!

Похожие материалы по теме

Кировчанам представят эскизы новых спектаклей в Драмтеатре

23 и 25 сентября на экспериментальной сцене Кировского драматического театра зрителям будут представлены эскизы спектаклей по пьесам «Американская обезьяна» Микхеля Рауда, «Змея золотая» Николая Коляды и «Однорукий из Спокана» Мартина МакДонаха.