Я выбираю:: вышивание бисером, стеклярусом, пайетками

Традиция расшивать одежду, предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси.

Немного истории

Яркие, многоцветные изделия из бисера и стекляруса получили в России чрезвычайно широкое распространение. Красивый и прочный материал с успехом использовался при оформлении интерьеров, для отделки народных костюмов и предметов культового назначения. Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой – от детской игрушки до гобеленов. Вышивали картины с жанровыми сценками, иконы. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Бисер применялся для украшения одежды и изготовления различных предметов ее убранства. Традиционный русский костюм был очень красочным. В музеях можно увидеть многочисленные шитые бисером образцы одежды, головных уборов, поясов, ожерелий. Ряд изделий из бисера предназначался для церковного обихода. Это украшенные бисером иконы, оклады к ним, различные ритуальные предметы – одежда, подсвечники, посохи.

С конца XIX века вышивка бисером широко используется для украшения вечерних нарядов, дамских сумочек. Вышивки бисером, плетеные или тканые украшения все чаще можно было увидеть на выставках и в модных салонах. Подарить бисерную безделушку, выполненную своими руками, считалось признаком хорошего тона. Это мог быть вышитый кошелек, чехол на трубку или ручку, украшенная бисером шкатулка.

С начала XX века бисер прочно утвердился в мире моды. Современные модельеры рассматривают бисер как уникальный материал, пришедший к нам из глубины веков наравне с драгоценными камнями и не уступающий им в блеске и красоте. Старинные работы служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приемов, техники исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный колорит. В наше время как никогда стали цениться изделия, созданные вручную. В них наиболее полно могут быть выражены индивидуальность человека, его творческие способности, богатая фантазия.

Для вышивки Вам потребуются инструменты и материалы:

1. Иглы. В зависимости от материала используют бисерные или швейные иглы. При работе с фетром, кожей, любой плотной тканью, бисерные иглы легко ломаются. В этом случае отверстие делается толстой швейной иглой. А через него продевается бисерная игла.

2. Нитки. Шерстяные, мулине, шелковые, капроновые. Подбираются в зависимости от цвета основы и размера бисера. Тонкие нитки предварительно обрабатывают во избежание узелков. Обработка воском – вощение. Через кусок воска (не парафина) несколько раз протягивается нить. Закреплять нить лучше на лицевой части ткани – стежки будут скрыты бисером.

3. Бисер, бусины, стеклярус, рубка, пайетки, стразы, блестки, камни.

4. Подрамник или пяльцы.

5. Ножницы и пинцет.

6. Ткань. Следует тщательно выбирать ткань. Слишком тонкая ткань может провиснуть под тяжестью бисера. Перед началом работы узор наносится на ткань с помощью мела, мыла или копировальной бумаги.

7. Канва, сутаж.

По канве вышивают панно и картины. Размер бусинок должен соответствовать размерам ячеек канвы. Вышитый рисунок может быть съемным. Для этого на ткани закрепляют целую деталь, а не отдельные бисеринки. Удобно в том случае, если Вы хотите постирать ткань. Так изделие лучше сохранится. Вышивать по эластичной ткани сложно – она растягивается. Примером тому трикотаж. Его лучше не заправлять в пяльцы, а приматывать к обручу.

Рассмотрим основные виды швов. Существуют односторонние и двусторонние швы. Одиночные бусины пришиваются как пуговицы. Либо фиксируются дополнительной маленькой бусиной.

Односторонние швы:

1. Вперед иголку. Самый простой шов, знакомый с детства. Бисеринки пришиваются по одной. Ткань протыкается иголкой, выходит с лицевой стороны. Нанизывается бисеринка, пришивается. С изнаночной стороны делается маленький стежок и снова нанизывается бисер.

2. Строчный шов. На каждый стежок приходится одна бусинка. Преимущество такого шва в том, что можно варьировать расстояние между бисеринками. Если вышивка сделана плотно, получается сплошная линия. Если между бусинами есть небольшое расстояние - пунктирная. строчный шов Для придания жесткости иголку с ниткой протягивают через ряд бусинок.

3. Стебельчатый шов. Нанизываются две бусины, пришиваются. Иголка выводится с лицевой стороны между бусинами. Затем проходит через отверстие второй бусины, выводится с изнаночной стороны. Третья бисеринка пришивается около второй. Так пришивается весь ряд.

4. Арочный шов. Второе название “назад иголку”. По технике исполнения похож на стебельчатый шов. Пришивают бусину. Нанизывают 2 бусины, закрепляют только вторую. арочный шов Таким образом можно пришивать от 2 до 4 бисерин. Набирают бусины на иголку, но закрепляют только последнюю. Рисунок получается менее плотным, чем в предыдущем случае.

5. Шов вприкреп. Набирают ряд бисера. Короткими стежками закрепляют нить между бусинками. Преимущество этого вида шва в быстроте исполнения. Шов вприкреп хорошо использовать, если Вы работаете с мелким бисером, через который не проходит иголка. Бисерная низка накладвается на ткань и пришивается поперечными стежками. Стежки можно делать через каждую бусину, либо через две-три. шов вприкреп Такой техникой вышивки пользуются северо-американские индейцы.

Двусторонние швы:

1. Вперед иголку двусторонний. Исполняется как и односторонний “вперед иголку”. Но бусины нанизываются как с лицевой, так и изнаночной стороны. Будьте внимательны: если перетянуть нить, изделие получится неровным.

2. Стебельчато-строчный двусторонний. Сочетание двух видов. С лицевой стороны пришивается бусина. На изнаночной стороне пришивается вторая бусина, прямо под первой. Игла снова выводится на лицевую, проходит через первую бусину. Набирается третья, пришивается. Игла снова уходит на изнанку. Пришивается четвертая: игла выходит на лицевую, продевает третью бисеринку. Вышивка получается плотной.

3. Вприкреп двусторонний. Нить с бисером накладывается на ткань. Пришивается стежками между бисером. Делается стежок. Перед выходом на лицевую с изнаночной стороны набирают дополнительную бусину.

4. Обметочный шов. Делается обычный обметочный шов. В каждую верхнюю петлю вставляется бусеринка.

5. Монастырский шов. По характеру исполнения похож на вышивку крестиком. Стежки исполняются по диагонали. На каждый стежок приходится по одной бусинке. С изнаночной стороны получаются вертикальные стежки.

 Узор выбирайте на свой вкус, страх и риск.

Если вы - начинающий (или, что вероятнее, начинающая), то от всего сердца рекомендую вам остановиться на простом геометрическом узоре и для начала вышить его на, допустим, сумочке.  Не стоит с самого начала с головой нырять в вышивание платья или подола плаща, если, конечно, вы не отличаетесь стоической выдержкой и некоторым мазохизмом.

Что касается бисера, то тут тоже есть кое-какие подводные камни. Один из них - стойкость краски. Она особенно важна, если вышитую бисером вещь когда-либо придется постирать. К тому же, при вышивке бисер весьма тесно контактирует с вашими руками и некоторые особенно коварные и некачественные сорта (особенно, оставшиеся в запасе с советских времен) могут полинять прямо вам на пальцы, а это, согласитесь, обидно. Следующий пункт это размер.

Вышивка мелкими бусинами смотрится симпатично, но зачастую в таких бусинах делаются очень маленькие отверстия, в которые порой не пролезает даже специальная иголка для бисера. Поэтому убедитесь заранее, пролезает ли в выбранные вами бусины иголка с ниткой и сколько раз, поскольку при вышивке в одну и ту же бусину нитку придется протаскивать до 4-х раз.

Похожие материалы по теме