Раннее развитие «за» и «против»: Светлана БОКОВА: «Задача взрослых – развить ребенка в игре»

О раннем развитии детей сегодня ведутся многочисленные споры. Причина нестыковок зачастую в том, что нет четкого определения, что такое «раннее развитие». Отсюда и разный подход к воспитанию детей. То, что большинство мам с самого раннего возраста называют предметы, формы и цвета, считают и читают вслух, показывают картинки – это нормальное развитие. Ребенок заинтересовался – мама показала и рассказала – именно так ребенок познает мир.

Примерами действительно раннего развития являются подходы, призванные развить у ребенка тот или иной навык на порядок раньше, чем физиологически ребенок может это делать – ползать, переворачиваться, ходить, писать, считать до того, как он природно готов к этому.

Как достичь гармоничного развития ребенка, какой возраст оптимально для этого подходит, рассказала Светлана Бокова, директор детского сада «Детское село».

- Светлана Валерьевна, сегодня можно видеть массу предложений от различных студий развития, где с детьми начинают заниматься с 6-месячного возраста. Авторы многих методик ссылаются на то, что «после 3-х уже поздно». Так ли это?

- Сейчас очень модно ссылаться на то, что «после 3-х уже поздно». Однако мало кто задается вопросом поэтапного созревания мозга ребенка, особенностями его развития для тех или иных операций, ведь мозг и способности ребенка в 3, 6, 12, 24 месяца кардинально отличаются. Причем такое невнимание к логике природы в попытке ее обогнать влечет за собой интуитивное неприятие такого раннего развития многими мамами, и мной в том числе.

В возрасте 6 месяцев ребенок должен быть рядом с мамой, в окружении знакомых и близких людей. В это время малыш впитывает все, что чувствует его мама. Если она рядом с малышом, у него уже все в порядке, а его развитие идет само по себе, причем то, которое ему необходимо. Ребенку совершенно не нужны пока чужие тети, которые будут ему показывать красивые карточки с буквами. Гораздо полезнее пойти с ребенком в парк и просто послушать пение птиц.

Природа мудра, и развитие человека должно происходить согласно законам природы. Стремясь подстегнуть и опередить природу, стоит задуматься, а чего лишается ребенок, если его маме вздумалось, к примеру, научить его узнавать слова в 4 месяца? Многие сегодня настолько зациклены на успехах, которые можно оценить и продать, что часто забывают о том, что ребенок получает полноценное развитие не тогда, когда мы активно прыгаем вокруг него с развивающими материалами, а в обычной игре, которой многие взрослые уделяют незаслуженно мало времени. Считается, что игра — это баловство, которое помогает просто занять свободное время. На самом деле время, отведенное игре, идет только на благо ребенку.

Задача взрослых - научить детей играть, только не в заводные игрушки и не в машинки с пультом — это не игра, а развлечение, от которого никакого развития ребенок не получит. Дети получают гораздо большее развитие, когда самостоятельно катают машинку или стучат половником по кастрюльке. А возможность подумать в тишине развивает ребенка не меньше, чем центр с контрастными игрушками разных фактур.

В возрасте до 3-х лет самое главное — окружить свое чадо любовью и создать для него правильное безопасное окружение. Ребенок в этом возрасте должен научиться доверять миру, а задача взрослых - суметь понять внутренний мир ребенка, а не навешать на него какие-то ярлыки.

Очень важно также в этом возрасте сформировать у ребенка навыки самообслуживания — самые простые: ребенок должен научиться самостоятельно кушать и одеваться — полностью. Правда, современные родители зачастую предпочитают делать это за детей, считая, что это гораздо проще и быстрее. Однако умение ребенка одеваться самостоятельно — это формирование его внутренней силы. Важно, чтобы в возрасте 3-х лет ребенок научился помогать маме. Пусть он переберет все кастрюльки на кухне— это вариант познания окружающего мира. Главное – создать для этого необходимые условия. Дайте ребенку возможность приготовить что-нибудь вместе с вами. Например, картофельное пюре. Во-первых, ребенку будет интересно наблюдать за всем происходящим, а во-вторых, в его голове выстроится четкая схема и появится понимание, откуда на его тарелке появляются различные вкусности. Вот оно - логическое мышление, которое легко развить именно через такие простые, казалось бы, вещи. Очень важно также разговаривать с ребенком — много и грамотно - обо всем, что происходит вокруг. Так малыш будет обогащать свои знания об окружающем мире и развивать свою речь. Вот, в общем-то, и все, что нужно ребенку до трех лет.

А вообще-то дети трехлетнего возраста — большие «почемучки», которые задают много вопросов. У детей вообще всегда есть внутренняя потребность обучаться, что помогает им самостоятельно добывать знания. Нужно внимательно слушать своего ребенка и присматриваться к нему. Например, мой сын в пять лет научился читать сам, причем мне не пришлось покупать для этого азбуку, целенаправленно с ним заниматься или развешивать по дому карточки с буквами, он научился читать сам — по рекламным вывескам. Когда я отвозила его в детский сад на машине, по дороге он часто спрашивал названия букв, которые были на плакатах. Так, буквально за одну неделю он научился читать, потому что у него была к этому мотивация.

А у излишне раннего чтения часто бывает последствие в виде потери интереса: буквы ребенок в слова сложить может, а развития мозга для охвата большого текста таким путем еще не достиг. Поскладывал, а удовольствия не получил, бросил читать. Если у ребенка сформирована мотивация на что-то, он тратит на это гораздо меньше сил и времени. Правда, если желания (например, читать) не возникает по каким-то причинам, нужно мотивировать ребенка на это. Прежде всего, нужно выяснить проблему — почему так происходит, и начать над этим работать. Насильно заставить ребенка что-то делать можно, но тогда вы будете воспитывать личность слабую, ведомую, не имеющую своих целей.

- Всем известно, какие высокие требования предъявляются сегодня к детям при поступлении их в школу. Чем раньше ребенок научится рано читать и считать, тем больше шансов у него попасть в хорошую школу или лицей, а затем - в престижный вуз?

- Скорее всего, это иллюзия. Просто многие мамы, озабоченные ранним развитием своих детей, считают, что если их чадо научилось читать и считать еще до поступления в школу, они выполнили свою миссию по воспитанию ребенка. Нельзя так однобоко подходить к самому понятию «готовность к школе».

- Что должно стать сигналом родителям о том, что их ребенок готов к школе?

- Понятие «готовность к школе» включает в себя не только когнитивные способности. Огромную роль в успешности ребенка будет играть развитие у него эмоционального интеллекта. То есть умение налаживать коммуникативные связи с обществом, гармония с самим собой, умение разбираться в собственных чувствах, умение с этими чувствами работать. Кроме того, эмоциональный интеллект затрагивает сферу творчества, дает возможность нестандартно мыслить. Самое главное, чтобы ребенок пришел в школу с хорошим, сильным иммунитетом, физически здоровым и развитым физически. Согласитесь: для усвоения большого объема информации, который дается современным детям в школе, необходимы силы и время. Программа нашего детского сада решает эти задачи в комплексе, учитывая природу ребенка, раскрывая индивидуальные особенности каждого.

Подготовку детей к школе мы начинаем с пяти лет. Занятия с детьми проводит учитель начальных классов, педагог высшей категории. Он работает по авторской программе физико-математического лицея. В данной программе, на наш взгляд, очень гармонично выстроены все процессы и подчинены общей теме. Например, если день посвящен изучению басни Крылова, то посредством ее даются также и математические навыки, и представления об окружающем мире. Для детей в младшем возрасте очень важен такой комплексный подход к освоению новых знаний.

- Что бы Вы хотели пожелать родителям будущих первоклассников?

- Будьте внимательнее к детям, наблюдайте за ними, создавайте для них правильное окружение, чтобы у них была возможность для развития. Побольше играйте с детьми: другого шанса не будет — дети растут очень быстро.

Фото с сайта http://detskoeselo-sad.ru.

Детское село, частный детский сад

  • город Киров, улица Сурикова, 17

    Похожие материалы по теме

    Кредитный договор. Максим Ветошкин: «При подписании кредитного договора необходимо трезво оценивать свои возможности»

    В настоящее время большинство наших граждан видит единственно возможное решение сложившихся жизненных ситуаций в кредите. Если вы из их числа и приняли решение воспользоваться кредитом, то первое, что вам нужно сделать, – это найти подходящую кредитную организацию.

    Тонкости перепланировки. Алексей Березин, юрист ООО «Бюро правовых решений» рассказал, как сделать перепланировку законной

    Дом, квартира – это место, в котором мы проводим большую часть нашей жизни. Вполне естественно, что мы хотим видеть это место в том виде, который доставлял бы нам  максимум удобств и радости.

    Канцтовары для успешной учёбы: Галина Токарева: «Пожалуй, не найдется покупателя, который бы ушел отсюда без покупки»

    Сборы ребенка в школу – это целая история, напоминающая подготовку к дальнему и длительному путешествию. Только помимо одежды – на все сезоны и случаи жизни – нужно собрать целый арсенал подручных средств и материалов: от шариковой ручки до ранца. Благо, выбор современных канцтоваров сегодня велик и разнообразен. Однако приобрести действительно стоящие вещи оказывается для родителей порой весьма непросто и затратно. Снизить расходы, не экономя при этом на качестве, и мотивировать ребенка на успешную учебу достаточно просто, главное - знать, где приобрести красивые и качественные канцтовары по весьма доступным ценам.

    Арсенал фотографа: Станислав Навалихин: «Следует, конечно, обращать внимание на технические характеристики фотоаппарата, но не стоит зацикливаться на них»

    Что необходимо для создания хороших качественных фотографий? Без мастерства и опыта фотографа в этом вопросе, безусловно, не обойтись. Но и выбор фотоаппарата — рабочего инструмента фотографа — играет здесь немаловажную роль. Многие начинающие фотографы, да и профессионалы, теряются в многообразии представленных на сегодня новинок фотокамер. Чем руководствоваться при выборе того или иного фотооборудования? На что обращать внимание при покупке? Какая фотокамера на сегодняшний день оптимальна для профессиональной работы? Какой дополнительной оптикой следует обзавестись тем, кто планирует создать фотостудию?