Анелия Лянцевич — о «волнистом» Кирове, общих проблемах и зеленых городах

Какими словами дизайнер описала бы внешний вид Кирова? Как должен выглядеть город будущего? Об этом и не только — читайте в нашем интервью. 

9 апреля кировские активисты и урбанисты запомнят надолго. В этот день им предстояло найти культурный код Кирова. Помочь им в этом непростом вопросе вызвалась преподаватель Сыктывкарского госуниверситета им. Питирима Сорокина Анелия Лянцевич. Эксперт вот уже не первый год проводит научно-исследовательские работы, которые связаны с изучением северного культурного кода, визуальной трансляции объектов традиционной культуры Русского Севера, экспозиционного дизайна.

Корреспонденту издания ikirov.ru удалось в перерыве побеседовать с Анелией Лянцевич. Место красит человека или человек место? Какими словами она бы описала внешний вид Кирова? Как должен выглядеть город будущего? Об этом и не только — читайте в нашем интервью. 

— Анелия, перед тем как начать интервью, расскажите нашим читателям, откуда у вас такой интерес к урбанистике?

— По первому образованию я являюсь дизайнером среды: окончила Сыктывкарский государственный университет. Дальше продолжила путь как графический дизайнер. Много лет работала в журнале в качестве дизайнера-верстальщика. Потом решила кардинально поменять свою жизнь и пошла в магистратуру, а дальше и в аспирантуру. Теперь я кандидат искусствоведения. Так как первое образование средовое, а практика графическая — у меня всегда проекты идут на стыке. И даже диссертация была посвящена экспозиционному дизайну. Это то, как совместить среду и графику. Поэтому мне понятна структура восприятия. Если понимаешь, как оформить маленькую комнату, то понимаешь, как эти принципы переложить на правильное оформление города.

Но я себя урбанистом не считаю. Я себя считаю больше не то что аналитиком, а про то, как эти элементы совмещать, как их можно интерпретировать. Но самая главная задача — привлечь внимание к проблеме. Если это будет звучать через какие-то другие формы, которые нестандартны и непривычны — это будет вызывать интерес. Сейчас речь идет о современном поколении, потому что это наше будущее. Они должны понимать, что это их ценность. И нужно о многих проектах говорить на языке молодежи.

— Вы родились и выросли в Сыктывкаре. То есть все-таки не место красит человека, а человек место?

— Да, я родилась в Сыктывкаре. Очень люблю этот город и до определенного момента я не видела в этом городе красоты. Мне казалось, что он визуально бедный. Потому что у нас нет архитектурного излишества, которое есть у вас. Но с другой стороны, чем старше я становилась, больше делала проектов, посвященных городу, республике и традициям, тем сильнее я влюблялась и врастала в этот город просто всем сердцем, корнями. Теперь считаю, что  он потрясающий. Потому что в нем есть очень плодотворная почва для роста и развития.

И у меня прекрасные студенты, которые поддерживают все идеи и также неравнодушны к нашей Республике Коми.

— Когда вы рассказываете о своём городе новым знакомым, что вы говорите? Что бы вы выделили в нем?

— Наш город  очень интересный. В нем есть три истории. Раньше город назывался Усть-Сысольск, до революции. И в нем есть дореволюционная застройка, по которой всегда приятно проводить гостей нашей столицы. Следующий этап — город уже послевоенного времени. Это сталинская архитектура, которая отличается также своей красотой. Потому что у нас была первая женщина-архитектор в Республике Коми — Феофания Тентюкова. И она сделала прекрасную застройку, что город тоже обрел свое лицо.

Третья история — это период 60-80 гг. прошлого столетия. Это оформление панельных домов. Это целый район, состоящий из панелек с отсылками к традиционной культуре. Главная особенность нашего города заключается в том, что он маленький, очень уютный, соразмерный и окружен лесом. 

— Опишете пятью словами Киров?

— Праздничный, яркий, радостный, деревянный, «волнистый».

— Волнистый?

— Потому что у вас ландшафт такой, будто из волн состоящий. Именно не холмистый, а «волнистый».

— А «болезни» и болевые точки у городов чаще всего общие? Или у каждого свои слабые места?

— Наверное, общие. Трудно сказать, потому что я не являюсь урбанистом. Есть проблема массовой застройки, но у вас она решается более гармонично.

— В одном из интервью архитектор Тимур Башкаев сказал, что «провинция в условиях России обречена. Никакие вложения и инвестиции не позволят малым городам в регионах достичь качества жизни хотя бы близкого к московскому». Согласны ли вы с этим? Или не все так однозначно, как кажется?

— Качество всегда относительно. Я считаю, что человек должен жить тесно связанным с землей. А все-таки в маленьких городах — это реальность, а в Москве — роскошь. Поэтому вопрос относительности комфорта «провинция — Москва» тоже относителен. Потому что у Москвы нет возможности так свободно выйти в лес и пойти на реку, как в провинциальных маленьких городах. А все-таки степень комфорта — это  не про ровные дороги. Это как раз про природу в городе.

— Если пофантазировать, то какой для вас утопичный город будущего? Каким вы его видите?

— Город будущего — это хорошая экология в городах и тесная связь с природой. Если ее уже нет, то надо восстанавливать. Город должен быть зеленым. В прошлом города все были зелеными. Потом все деревья вырубили. Сейчас стало то, что стало. 

Материал подготовлен корреспондентом Еленой Григорьевой специально для ikirov.ru

Редакция благодарит ИЦАЭ Кирова за организацию интервью. 

Похожие материалы по теме