Денис Пырлог: «Перевозкам нужна рука государства»

Денис Пырлог - об итогах минувшего года, об экономии денег и о борьбе с нелегалами.

28 ноября 2017 года «КировПассажирАвтоТранс» возглавил Денис Пырлог. Спустя год нахождения в должности он рассказал, что пришлось изменить в работе предприятия, каких нововведений ещё ждать пассажирам и что нужно изменить в системе пассажирских перевозок в Кировской области.

Денис Юрьевич, как «КировПассажирАвтоТранс» закончил минувший год? Какие итоги можно подвести?

До безубыточной точки ещё далеко. Во многом на положение предприятия влияет субсидирование из бюджета. Если в 2015 году размер субсидий для КПАТ составлял 150 млн рублей, то в прошлом году - 60 миллионов, и это были субсидии на возмещение проезда льготных категорий пассажиров и разницы проезда до Лянгасово. На межмуниципальные маршруты мы не получили ни рубля.

Какие процесcы в работе предприятия пришлось изменить?

В целом, за год прошла масса мероприятий. Скажу честно, пришлось многое делать одному, вникать в процессы. Не обошлось и без сокращений - хотя большей части cотрудников удалось найти работу сразу. Например, на предприятии работало 26 уборщиков и дворников. Мы перешли на услуги клининга и этим сотрудникам сразу предложили перейти в клининговое агентство.

Это было сделано ради экономии?

Да, за счёт перехода на клининговые услуги удалось сэкономить 2,5 млн. В 2019 году за счёт этого экономия будет оставлять 3 млн. В целом, в 2019 году за счёт различных мероприятий планируется экономия в 25-30 млн рублей.

На что направляются сэкономленные средства?

Благодаря сэкономленным деньгам удалось погасить часть кредиторской задолженности, которая на момент моего прихода составляла порядка 40 млн рублей. Удалось также погасить 10 млн задолженности за топливо, выделить средства на приобретение запчастей и тахографов. Также это позволит избежать повышения стоимости проезда. Да, год закончился с небольшой нехваткой средств, но речь о ликвидации предприятия не идёт. Мы надеемся, что будем претендовать в 2019 году на большее количество городских маршрутов. Также необходимо расширение подвижного состава. В 2018 году нам удалось приобрести 7 единиц транспорта, из них 5 "Газелей" и 2 автобуса марки "ПАЗ-Вектор". 6 машин работают на газовом топливе. Кстати, переход на газовое топливо тоже позволил сэкономить несколько миллионов рублей.

В 3-4 квартале 2019 года также планируется расширение состава на 10-15 единиц, в приоритете - транспорт, работающий на газовом топливе. При совершенствовании инфраструктуры для газовых автобусов мы будем переходить на них полностью, хотя понятно, что это произойдет не за год и не за два.

Побывав в системе, какие основные сложности управления госпредприятием Вы можете выделить в первую очередь?

Пожалуй, первая сложность состоит в том, что у нас работает много людей, которые привыкли работать с советских времён по совершенно другой системе. Им нужно, например, доказывать на цифрах выгоду перехода на газовое топливо. Только когда мы уже приобрели новые автобусы, и экономия ощутилась, сотрудники поняли, что нужно массово на него переходить.

В Кирове не раз уже поднималась речь о том, что легальным перевозчикам очень мешают нелегалы. На федеральном уровне был принят закон, обязывающий их получать лицензии. Решит ли проблему эта инициатива?

Госдума приняла этот закон в октябре. Начиная с этого момента заказным перевозчикам дано было 120 дней на то, чтобы получить лицензии. Не могу сказать, что за этот срок проблему нелегальных перевозок можно решить полностью, но ответственность за нарушения для них отныне будет в разы выше. Например, легальный перевозчик за нарушение может заплатить штраф в 100-200 тысяч рублей, нелегальный - до 20 тысяч рублей. И он эту сумму легко отобьёт. Закон ставит их в равные условия. Мы не против таких перевозчиков как таковых, мы за то, чтобы они выходили из тени, в том числе платили налоги. Для примера, КПАТ платит 90 млн налогов в год, у нас полностью белая зарплата, никаких серых схем, а нелегальные перевозчики, мягко говоря, этим злоупотребляют, не проходят техосмотры и не выплачивают налоги. И за счёт этого экономят. Да, у них может быть стоимость проезда ниже, чем у легальных перевозчиков.

Но нельзя просто купить автобус и сказать "хочу ездить". Необходимо выполнить ряд условий - и для этого серьёзно вложиться.

В прошлом году Вы заявляли, что КПАТ пока не планирует повышать тарифы на проезд в общественном транспорте...

Да, и мы пока этой позиции придерживаемся. Повышение тарифа - это крайняя мера, на которую нам пока не хотелось бы идти.

В сферу общественного транспорта в последние годы активно внедряются информационные технологии, например, продажа билетов онлайн. Какие ещё инициативы планируется реализовать?

Действительно, ещё только заступив на должность, я задавал вопрос, почему не внедрена онлайн-продажа билетов. На это мне ответили, что это тяжело реализовать. Но я поставил задачу, и с 1 ноября онлайн-продажа начала функционировать. Кроме того, разрабатывается мобильное приложение по продаже билетов. В целом, могу сказать, что все ноу-хау, которые существуют в этой сфере, мы также будем внедрять. У нас в соцсетях идёт плотное взаимодействие с автовокзалами других регионов, мы перенимаем их опыт, черпаем понравившиеся идеи и сами своим опытом делимся.

Нередко в различные сферы, традиционно относящиеся к прерогативе государственного управления, внедряются частные компании. Как Вы считаете, нужна ли общественному транспорту рука государства, или его можно отправить в свободное плавание?

Несмотря на то, что мы являемся акционерным обществом, рука государства нам точно нужна. И это не только моё мнение, но мнение 99% перевозчиков страны. В конце прошлого года в Калининграде проходил форум с участием перевозчиков из различных регионов.

И мы - одна из немногих областей, которые общественному транспорту уделяют недостаточно внимания. В списке из 21 субъекта мы находимся на 18 месте по дотированию подвижного состава - то есть, можно сказать, в конце.

Речь идёт о регионах, сравнимых с Кировской областью. И большинство регионов в предприятия общественного транспорта всё-таки вкладывают бюджетные деньги, потому что не должно всё ложиться на плечи пассажира. Стоимость проезда должна оставаться адекватной. Иначе мы получим либо дорогой общественный транспорт, и люди массово пересядут на личные авто, либо старый, дряхлый транспорт, который сейчас наблюдается в Кирове.

Как можно решить эту проблему, помимо субсидирования?

В Кирове общественный транспорт стал деградировать несколько лет назад благодаря убитой конкуренции. Сегодня предприятия не соревнуются в качестве перевозок. Нужна здоровая, живая конкуренция. В первую очередь, нельзя укрупнять лоты. Лоты также должны формироваться справедливо. Например, два хороших (то есть прибыльных) маршрута - один плохой, или хороший-средний-плохой. Не должно быть так, чтобы один перевозчик получил сверхприбыльные маршруты, другой и те, и другие, а третий - остатки. Это, я считаю, неправильно, и мы будем эту систему ломать.

Журналист

Похожие материалы по теме

Александр Согомонов: «Второго Парижа нет и не будет»

Почему государственные границы превратились в фикцию? Что такое «тихая революция» XXI века? Какими станут города будущего и почему сегодня нельзя привязать человека к одному месту жительства? Об этом и многом другом рассуждает Александр Согомонов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.