Что мы будем делать с мусором?

Этот вопрос обсудили на первом заседании клуба «Так-то Да!». О чём говорили общественники и представители власти, - в нашей рубрике «Переговорный пункт».

С 1 января 2019 года Кировская область перейдёт на новую систему обращения с отходами. В регионе уже разработана территориальная схема обращения с отходами и её электронная модель.

Сбором, обработкой, утилизацией и захоронением отходов будет заниматься единый региональный оператор. Его уже выбрали, им стал АО «Куприт». Регоператор установит единый тариф на вывоз мусор. Теперь платить за вывоз ТКО придется всем жителям области: всех обяжут заключить договоры с регоператором. Регоператор должен подать заявку об установлении единого тарифа в региональную службу по тарифам Кировской области до 1 июля 2018 года. Тариф будет утвержден не позднее 20 декабря 2018 года.

Несмотря на то, что все положения территориальной схемы уже расписаны, у общественников и жителей региона к новой системе осталось множество вопросов. Какой будет новая система, в чём её слабые места и какие сомнения высказывают активисты, в нашей рубрике «Переговорный пункт».

Участники «Переговорного пункта»:

  • Альбина Дудина, председатель комиссии по экологии ОПРФ
  • Александр Галицких, секретарь ОПКО
  • Алла Албегова, министр охраны окружающей среды Кировской области
  • Ирина Торопова, генеральный директор АО «Куприт»
  • Сергей Алтобаев, активист
  • Оксана Савельева, активист

Альбина Дудина. Нелегальный рынок, который работает с мусором, сопротивляется. Но со скрипом система уже имеет очертание и, я уверенна, в конце концов, будет у нас цивилизованная переработка отходов и когда-нибудь мусора у нас совсем не останется. На сегодняшний день президент дал поручение Общественной палате РФ, Совету по правам человека и ОНФ проанализировать, как народ видит систему обращения с отходами. К 1 августа мы должны этот отчёт подготовить. Поэтому мне особенно интересно, какие проблемы есть в вашем регионе, ведь именно у вас система обращения с отходами начинала зарождаться с государственно-частного партнёрства. У вас есть хороший опыт, очень важно его изучить и правильно проанализировать.

Александр Галицких. За оставшиеся полгода нужно решить огромное число проблем. Например, у нас часть пожилых людей уже 10 мая уехали в свои сады, и вернутся в город они только в октябре. Как они будут платить за мусор? Дважды? Вопрос вроде бы частный, но он коснётся огромного числа наших граждан. И вот ещё вопрос: внедряя новую систему, в Кировской области будет создано 14 предприятий по сортировке мусора. А в чьей собственности будут предприятия, ведь инвесторами, по сути, выступят жители Кировской области, которые своими коммунальными платежами будут инвестировать строительство. Наверное, это должна быть муниципальная собственность. Так что ответ на вопрос сегодняшней дискуссии вроде бы элементарный: «Что мы будем делать с мусором», ответ - утилизировать. Так-то да, но…

Алла Албегова. В ходе подготовки территориальной схемы мы провели инвентаризацию всех несанкционированных свалок и официальных полигонов в регионе. Выяснили, что у нас ежегодно образуется 518 000 тонн отходов. По новым требованиям, все эти отходы до захоронения должны пройти сортировку или обработку. Исходя из этого и была предложена схема размещения отходов, а также места, где они будут накапливаться и сортироваться, маршруты, по которым поедут мусоровозы. С 1 января 2019 года любое перемещение отходов вне территориальной схемы будет незаконно.В Кировской области по отношению к мусору будет принят межмуниципальный подход, когда вся территория рассматривается как единая и нет границ районов. Ведь на сегодня в области работают всего 25 официальных полигонов, ещё 2 готовятся к сдаче. Понятно, что муниципалитетов значительно больше, поэтому полигонов на всех не хватает. А значит, придётся везти мусор из ряда муниципалитетов в соседние районы. Не все жители муниципалитетов с этим согласны, но это необходимость. Строительство мусоросортировочных станций будет идти за счёт федерального бюджета. И сразу отвечу на вопрос, обозначенный Александром Галицких: если эти объекты будут построены за государственный счёт, они будут государственными. А вот мусороперегрузочные станции и полигоны будут строиться на привлечённые средства, так как федеральная программа на эти цели не предусмотрена. Если бы мы могли привлечь сюда федеральные деньги, поверьте, мы бы заявились. Подчеркну, мусоросортировка - это наша региональная особенность, вызванная большой площадью территории и низкой плотностью населения. Чтобы далеко не везти мусор до полигона, будем перегружать его на специальных объектах. Предстоит реализовать масштабный проект, работа предстоит непростая, и эффективность будет зависеть от слаженности действий и финансирования. Финасирование программы напрямую зависит от собираемости платы за ТКО. Поэтому работать с населением надо уже сейчас. К тому же органы местного самоуправления должны заняться отводом участков под объекты инфраструктуры.

Ирина Торопова. С переходом на новые правила работы с мусором Кировская область получит качественно новую систему полного цикла обращения с отходами. Муниципалитетам больше не нужно будет искать подрядчика, который должен вывозить мусор. Теперь этим займётся «Куприт», который, по сути, станет большой управляющей компанией. После победы на торгах наша эйфория продолжалась недолго. Уже на следующий день мы поняли, что нам предстоит колоссальная работа и огромная ответственность. Работа регионального оператора - это не только бизнес. Важно, не сколько прибыли получит оператор, а насколько качественно он окажет услугу.

Сергей Алтобаев. В моём родном городе уже год горит полигон. Мы написали 20 обращений в разные инстанций и получили 17 ответов о том, что ничего страшного не происходит. Мрак и кошмар. Наш пример показывает, что органы контроля совершенно беззубые. Они никак не могут повлиять, если какой-то частник работает нечестно и с нарушениями. В Чепецке на сегодняшний день два предприятия занимаются мусором. Первый владеет новым полигоном, который был открыт под Простницей. Но этот новый полигон он не эксплуатирует, а по факту везёт мусор в другие места, в том числе на исчерпавший себя полигон в Перекопе. Делает он это для того, чтобы не платить взносы за негативное влияние на окружающую среду. Второе предприятие везёт отходы из Кирово-Чепецка в Зуевский район, но прямо в Чепецке активисты нашли огромную несанкционированную мусороперегрузочную станцию, устроенную этим частником. Представляете, какой хаос и ад творится в «мусорной» сфере? А как реагируют органы местного самоуправления на это? Они лишь обанкротили предприятие, которое хоть как-то держало ситуацию под контролем. А из прозвучавших сегодня докладов можно заключить, что у нас есть территориальная схема, она хорошая. А ещё у нас есть «Куприт», который от своей работы доходов получать не будет. И это всё, что есть. А вы нам расскажите, как муниципалитеты будут выполнять новые требования? И кто будет всё это контролировать? Вот сегодня я могу заявить, что ВСЕ надзорные органы знают, что подрядчик незаконно везёт мусор в Перекоп. Но доказать почему-то ничего не могут. И дело завести не могут. И теперь вы предлагаете нам единственный вариант - надеятся на честность «Куприта».

Оксана Савельева. Люди у нас такие, какие есть, других не будет, поэтому работать нужно с тем, что имеется. Но сейчас, когда глубинка чувствует падение уровня жизни, людям не до высоких материй, не до мусора. Как только мы внедрим платный вывоз мусора, мы получим товар, а любой товар должен быть удобным. Поэтому нужно сделать всё, чтобы мусор было удобно сдавать. Я предлагаю подумать над таким форматом, как экологическое казино: сдаёшь мусор - получаешь взамен что-то полезное. Я сегодня так и не услышала, как будут решаться вопросы неплатежей. Если человек не считает нужным вообще платить за мусор, будет ли он ежемесячно отдавать 120 - 150 рублей? Понимаю, что разговор о повышении уровня доходов жителей региона - это совсем фантастично, и никто это даже не обсуждает. Но всё же нужно подумать о людях, которые не могут платить.

Журналист

Похожие материалы по теме

Тарифы и нелегалы или Как выживает общественный транспорт в Кировской области

Сегодня общественный транспорт в городе и области находится на грани выживания. Что можно сделать для того, чтобы бизнес, связанный с перевозками, в Кировской области действительно развивался?

Война со свалками: как избавить Киров от мусора

Как считают в Общественной палате, основной причиной резкого увеличения числа незаконных свалок стало нежелание людей заключать индивидуальные договоры на вывоз мусора.