Татьяна Машковцева: «К цирку прикипаешь душой»

Какой была самая первая программа Кировского цирка? Каких профессий за это время не стало и как изменились цирковые представления за эти годы? Об этом и не только мы узнали у Татьяны Машковцевой, главного бухгалтера Кировского цирка, которая трудится там вот уже 38 лет.

Сегодня, только 39 лет назад, в Кирове открылся государственный цирк. Какой была самая первая программа Кировского цирка? Каких профессий за это время не стало и как изменились цирковые представления за эти годы? Об этом и не только мы узнали у Татьяны Машковцевой, главного бухгалтера Кировского цирка, которая трудится там вот уже 38 лет.

«До 1977 год в Кирове работал цирк шапито, - вспоминает Татьяна Александровна. - Тогда цирки не строились в городах, где меньше 500 тысяч населения, но нашей тогдашней директрисе удалось этого добиться. А я в цирк пришла работать не с самого начала — к тому времени, как я туда устроилась, он уже год как был открыт»

А почему вы приняли решение пойти работать именно в цирк?

Если честно, сама не знаю. Я тогда как раз уволилась с прежней работы, а так как жила недалеко от цирка, подумала, что можно бы и там поработать. И устроилась туда кассиром. И так отработала тридцать восемь лет — в следующем году будет уже тридцать девять — постепенно проходя путь от кассира до главного бухгалтера.

А как проходило открытие цирка, помните? Был ли ажиотаж вокруг этого события?

Конечно. Я сама не была на открытии, но тогда об этом жужжал весь город — что открывается цирк. Это такая сенсация была. Первая программа, которая работала в цирке, называлась «Весёлые звёзды» и была на самом деле не самой известной. Тогда у нас директором работала Александра Фёдоровн Терехова, и в программе участвовали её дети-эквилибристы. Помимо них, программа включала 60 человек, в том числе велосипедистов, акробатов, гимнастку, иллюзиониста, а также известных клоунов Воронецкого и Гулевича — которые, кстати, позже к нам ещё не раз приезжали. Народу было очень много, полный зал, хотя первое представление было сделано для людей, которые строили цирк, а потом уже начались сеансы для обычных зрителей.

Был ли цирк рентабелен в первые годы работы?

Конечно. Когда здание достроили, за строительство нужно было выплачивать ссуду. И на это потребовалось очень мало времени — вся сумма был погашена меньше чем за пять лет. Зрителей было очень много. Во-первых, люди шли в новое здание, всё очень красиво, им нравилось. Во-вторых, тогда у Кирове было мало развлекательных заведение, и цирк был очень востребован.

Какими были первые программы в Кировском цирке, была ли у них какая-то общая тенденция?

Раньше программы в цирках были сгруппированы — там обязательно присутствовали акробаты, номера с животными, были действительно сложные трюки. Сейчас такого нет, всё стало намного проще. Первые программы были очень серьёзными, стабильными, строились по одной схеме — известный аттракцион в сопровождении ещё нескольких номеров. Сейчас всё по другому.

А в чём основные различия?

Сейчас программы поменялись в первую очередь в том, что стало больше шоу. Зритель сейчас другой, ему интересно другое, и таких серьёзных трюков, как раньше, я уже не вижу. Людям нужна не техника, а зрелище — костюмы, реквизит, свет. Люди хотят видеть что-то необычное. Если раньше в ходе исполнения номера человек преодолевал себя, и зрителей это захватывало, сейчас такого нет, люди не особенно смотрят в воздух, им это уже неинтересно. Есть, конечно, воздушные номера, но там должно быть что-то невероятное. Хотя, кончено, для артистов с какой-то стороны так проще — можно не рисковать шеей, а сделать упор на шоу. Сейчас используется больше разнообразного оборудования, особенно лазеров. За счет этого зритель идет, всё это очень красиво.

Если сейчас зритель ориентирован на шоу, как вы думаете, на что он будет ориентирован через десять лет?

Мне кажется, зрителям приелось смотреть, как артисты рискуют жизнью. Но эта тенденция на самом деле довольно новая — примерно последние лет пять. И я считаю, что она продержится сейчас довольно долго.

Какое время в жизни цирка было самым тяжёлым?

У нас цирк живёт за счёт зрителей. Нет зрителей — и денег нет. Самыми тяжёлыми в этом плане стали годы перестроечные и перед перестройкой — вконец восьмидесятых-девяностые. Тогда народ вообще не шёл, было очень тяжело. И как в эти годы выживал цирк? Так и выживал. Долгов было очень много, и я сама удивляюсь, как же мы выжили. Хотя, конечно, и затраты были не такие, как сейчас. Сейчас время тоже не самое простое. Если сравнить, как мы раньше работали — со вторника по одному представлению, в субботу два, а в воскресенье три, то сейчас работаем только по выходным, и зрителя не всегда набираем. Но нас радует сейчас молодое энергичное руководство, в следующем году мы готовим новые интересные программы. Что там будет — раскрывать пока не стану, но это будет нечто необычное. Сюрприз для зрителей.

Будем ждать. А что касается теперешнего непростого времени — не было мыслей как-то привлечь в цирк финансы помимо продажи билетов?

Скажем, сдавать площади в аренду? Сдавать у нас помещения очень сложно, потому что зданию 39 лет, и за всё это время в нём не было капремонта. Помещения ветхие, и это даже отталкивает зрителей, не говоря уж об арендаторах. Зрители шли бы лучше и с удовольствием в новое здание, а у нас сё рушится. Люди такого не любят, сейчас развлечения должны быть с комфортом.

А в целом, какое сейчас лицо зрителя цирка?

Детское, как и раньше. Есть и взрослые любители программ, кто-то и по несколько раз приходит, но всё же цирк на детях держится.

Какие программы или артисты были самыми любимыми для кировских зрителей?

У нас Киров любит клоунов. Если в программе есть интересный клоун — народ пойдёт. В целом, раньше шли на знаменитостей-циркачей, которых было очень много, целые династии. Сейчас многих уже нет. Из самых ярких — Запашные, Филатовы. У них действительно было на что посмотреть.

А какие артисты вам запомнились или полюбились больше всех?

Трудно сказать. Для меня все они замечательные. Я вижу их не только на сцене, но и за кулисами, там они артисты, а здесь — обычные люди. И интересная деталь — знаменитые артисты ведут себя проще, чем артисты помельче. Чем лучше номер — тем скромнее артист, мы уже это поняли.

Наверняка за такую долгую историю в цирке происходили разные случаи и казусы. Можете припомнить какой-нибудь?

Особенно серьёзных происшествий не было. Бывало, что животные убегали с манежа во время репетиций и бегали по залу, как-то раз тигр вышел в фойе. Но эти ситуации быстро решаются. Я помню случай, когда у артиста улетел попугай. Его искали всем цирком и не могли найти. Видимо, он сидел в парке на дереве, а потом улетел. В тот день мы так и не смогли его найти. А потом нам позвонила какая-то женщина и сказала, что к ней в форточку попугай влетел. Представляете, такой цветной, огромный. Откуда мог бы быть такой? Только из цирка. Кстати, такие звонки бывают и сейчас. Люди находят необычных птиц или ухоженных животных, звонят и спрашивают, не цирковые ли. Но, кроме случая с попугаем, таких побегов у нас больше не бывало.

За время работы цирка какие профессии исчезли из его штата?

Отмечу, что сейчас мы вынуждены сокращать работников и в целом уменьшился втрое за эти тридцать девять лет. Конечно, работников не хватает работников, но тяжелое финансовое положение вынуждает идти на сокращения. Штат цирка сегодня всего 48 человек. Поэтому каждому, кто остался, приходится брать на себя очень высокую нагрузку, хотя люди работают за эту же зарплату. По ненадобности, например, убрали оркестр — потому что сейчас все выступают, в основном, под фонограмму, а оркестр очень дорого обходится. Музыканты два года сидели дома, и их в первую очередь сократили. Конечно, это очень красивое представление под живую музыку, но время уже другое. Так же точно из штата пропали костюмеры — многие артисты сами ухаживают за своими костюмами.

На что работники цирка надеются сегодня, чего ждут от ближайшего будущего?

Конечно, повышения зарплаты. И очень ждём зрителя, чтобы народ шел. Ради этого все стараются работать и не уходят. Вообще, кто здесь поработал — тому очень тяжело уйти. Зарплата невысокая, но люди не хотят увольняться, прикипают душой. Все хотят, чтобы цирк процветал и шел зритель, и все будут работать с утра и до вечера, чтобы цирку быть, жить и нести добро людям.

Журналист

Похожие материалы по теме

Вячеслав Моше Кантор приветствует обеспокоенность Владимира Путина вопросами сохранения исторической памяти

Историческая память о страшных событиях Холокоста должна стать не только уроком, но и предостережением для всех грядущих поколений, заявил президент Российской Федерации Владимир Путин

12 тезисов Михаила Хазина

29 ноября в Кирове побывал Михаил Хазин. Российский экономист и бывший чиновник администрации президента России приехал не просто так.