Иван Засурский о научной коммуникации и устном обществе России

Российский журналист, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации на журфаке МГУ стал очередным участником образовательного проекта Опорного университета Кировской области.

В рамках проекта «Лекции в Политехническом» выступил Иван Засурский, российский журналист и продюсер, блогер, кандидат филологических наук, завкафедрой Новых медиа и теории коммуникации на журфаке МГУ. Более часа он рассказывал слушателям о научной коммуникации, о развитии науки с помощью Интернета, о проектах, которые позволят ей развиваться и о многом другом. Редакция ikirov.ru представляет некоторые мысли лектора.

О научной коммуникации и авторском праве

По словам Ивана Засурского, научная коммуникация имеет сейчас колоссальное значение.

«Я чувствую боль, которую знают все русские преподаватели — это боль экзаменов и зачётов, когда ты сидишь, и тебе в очень странном виде пересказывают то, что ты рассказывал раньше. Это боль человека, который читает рефераты прекрасной, сияющей девушки, а реферат как будто написан человеком, который задумался о том, что ему незачем жить. Потом, когда проверяешь это на антиплагиате, выясняется, что писал действительно мужчина или даже в разное время несколько депрессивных мужчин».

С этой ситуацией Иван не стал мириться и сделал первый шаг — создал платформу vernsky.ru со встроенным антиплагиатом. Эта система не пропускает ни рефераты, ни курсовые с плагиатом.

«Здесь всё открыто, доступно, полный текст. Более того, вы можете свои работы опубликовать: рефераты, курсовые, дипломы и так далее. Это потрясающий инструмент формирования научной школы. Прекрасные студенты, которые в процессе учёбы генерируют потрясающие знания, потому что у них они всегда свежие».

В своей лекции Иван Засурский рассказал и о том, какое влияние на науку оказывает закон о защите авторских прав.

«Он вымарывает из памяти самое ценное, что у нас есть. У нас есть специальная система законодательства, которая превращает нас в идиотов. Принцип закона был заложен в XIX веке и он был в интересах издательств. Смысл: у вас есть не только право распоряжаться своим творчеством, у вас есть и обязанности распоряжаться. Если вы не распорядились — его нельзя трогать. Если кто-то тронул что-то ваше — вы можете высудить до 5 млн рублей».

Автор лекции считает, что закон об авторском праве как бы отменяет интеллектуальный прогресс.

«Мы раскопали сравнимые данные по России, по книжной палате посмотрели. В Америке — страна до Гитлера, а у нас — просто тёмные века, средневековье. Это устная культура и отсутствие письменной памяти, ограниченная грамотность. Это наши интеллектуальные искания, просторы, источники. У нас не получается пока что быть сильными, потому что мы слишком глупые. Не потому, что нас кто-то мучает, а потому что мы необразованные. У нас было два геноцида в прошлом веке и теперь — наш закон об авторском праве. Мы сначала убили одних авторов, потом убили других авторов, потом потеряли страну, где всё было общее, потом был принят закон, который удлинил в три раза срок действия авторского права с 25 лет до 70. И после этого мы ничего не можем трогать, потому что у одних авторов мы не знаем, остались наследники или нет».

Но обвинять в этом некого, продолжает Иван, потому что мы ничего не знаем, у нас нет возможности быть умными.

«В Америке количество произведений в доступе (магазины, библиотеки и т.д.) гораздо больше. Никаких шансов у нас нет, если это не исправить. Я так думаю, потому что я не могу представить себе, чтобы знания, инновации, технологические прорывы могли родиться на пустом месте. Как правило, должна быть достаточно мощная информационная среда, чтобы в ней искра появилась: открытия, интересы людей».

О лицензии Creative Commons и научных навыках

Иван Засурский считает, что наука сможет развиваться, если будет активно использоваться лицензия Creative Commons (согласно ru.wikipedia.org: Creative Commons — некоммерческая организация, которая создала бесплатные для использования типовые договоры — свободные и несвободные публичные лицензии, с помощью которых авторы и правообладатели могут выразить свою волю и распространять свои произведения - прим. ред.). Именно на ней работают его проекты, а также сайт президента РФ, научные порталы и многие другие ресурсы. Документов на CC в мире опубликовано более 1 млрд, и число продолжает расти. Но в России с лицензией работать не торопятся — виной тому плагиат.

«Конечно, нужно искоренить плагиат. Знаете статистику в России? В среднем, каждый третий диплом в России сдаётся дважды. Больше трети имеют больше половины заимствований. Это значит, что люди, которые не проходят этап написания работы, не осваивают навыки - эти навыки человека, который не хочет висеть на шее у государства. Например, способ найти литературу, найти экспертов и связаться с ними либо встретиться с ними, выработать свою собственную точку зрения и позицию, иметь возможность, привычку, способность её публично защищать. Если человек не делает этих вещей, связанных с письменной работой, у человека потом в жизни отсутствует навык в выработке личной точки зрения по сложным вопросам. Этот человек становится частью группы, лишён субъектности и не имеет ценности. Но у всех у них есть одна квалификация — люди, которые готовы сделать любую отчётность. Они абсолютно уверены, что любая отчётность покупается за деньги, что мир не познаваемый в принципе, а если его и можно познать, то там ничего интересного нет. Вот эти люди сейчас управляют Российской Федерацией».

Вопрос абсолютно поправимый, если понимать, что делать, подчёркивает Иван Засурский.

«С 2016 года все вузы обязаны сохранять дипломные работы в электронном виде. Их проверят на антиплагиат. В результате, если чья-либо работа будет сдана под чужим именем, будет трудно что-то доказать. Поэтому необходимо уже сейчас публиковать свои работы на сайте научкор.рф. В научном корреспонденте работы публикуются на условиях CC. Кто первый — тот и останется её автором навсегда. Из рефератов, курсовых и дипломов система автоматически формирует профиль, который сразу позволит понять, что умеет и знает автор. Это часто помогает получить работу или заказ».

«Моё счастье, что в России появились университеты, чьи ректоры начали понимать, что я говорю. Первым стал Санкт-Петербургский университет. Они опубликовали все свои дипломы — это гениально. В XXI веке есть один способ защиты авторских прав — публикация от своего имени первым. Ректоры позаботились о будущем своих выпускников, согласившись опубликовать дипломные работы».

Проблемы тех, кто хочет серьёзно учиться и чем могут помочь научные работы студентов

«Провели исследование всех журфаков страны на источники литературы. Получилось 17 тысяч. Убрали художественную и другую литературу, чтобы осталось то, что про профессию. 168 книжек. Это те, которые встречаются больше, чем на двух факультетах. Из них 10 лет назад и больше последний раз издавались 80%, ситуация улучшается. Если серьёзно учиться, то для этого подойдут лишь книжек 30. Это катастрофа, я считаю».

Тот, кто не читает, тот не пишет. Язык — инструмент, который осваиваешь, когда его используешь, считает Иван Засурский. 

«Именно дипломы бакалавров и магистров, а также курсовые работы, написанные на хорошие, интересные темы на самом деле являются  инструментом ликвидации цифровой безграмотности. Они становятся бесплатными книгами, которые доступны, потому что они проиндексированы в Google, Яндекс и очень серьёзно обогащают наш уровень понимания действительности в каждой специальности. И никакого другого способа просто не существует, иначе мы бы уже написали. Я верю, что новое поколение русских учёных придёт из этой истории, потому что люди, которые хотят наукой заниматься — они будут ей заниматься. Наука — это набор навыков, бОльшая часть которых формируется тогда, когда человек пишет письменную работу. Наука и письменность — одно и то же».

О медиа и типах общества

«На каждом этапе развития медиа, меняется и общество, и человек. Для устного общества, характерен совершенно другой тип поведения, чем для письменного. Устное — это общество, где нет записанной памяти, но это очень важно для нас. Что делают люди? Создают эпос, поэзию, мифологию. Общество очень жаждет мифов — это способ для неграмотного человека рассказать бесконечно сложную историю. Люди у нас друг другу сдают рефераты не потому, что они злодеи, а потому что наше общество — устное. Это значит, что люди искренне пересказывают друг другу те маленькие искры знания, которые тот и другой рассказывали».

В письменном обществе появилась наука в Александрийской библиотеке, раскрывает тему лектор. Потому что именно там люди смотрели на один текст через призму другого — появилось сравнение. Наука развивается по принципу бесконечной специализации, уточнения, развития; мы всё время цитируем предыдущие работы».

Из этого надо как-то уходить, поэтому речь идёт про научные навыки. Именно они спасают.

Выступления известных персон в проекте «Лекции в Политехническом» проводятся раз в месяц по пятницам и доступны всем желающим.

Похожие материалы по теме

Вячеслав Моше Кантор приветствует обеспокоенность Владимира Путина вопросами сохранения исторической памяти

Историческая память о страшных событиях Холокоста должна стать не только уроком, но и предостережением для всех грядущих поколений, заявил президент Российской Федерации Владимир Путин

12 тезисов Михаила Хазина

29 ноября в Кирове побывал Михаил Хазин. Российский экономист и бывший чиновник администрации президента России приехал не просто так.