Бизнес предложил свои изменения в закон о налоге на недвижимость юрлиц

На минувшем заседании Заксобрания депутаты в первом чтении поддержали законопроект о внесении изменений в налог на имущество организаций в Кировской области. Тем не менее, в период между двумя чтениями закона в документ могут внести существенные правки. О том, какие изъяны видит бизнес-сообщество в новом законе, какие последствия может иметь его принятие в существующем виде и какие изменения предлагается внести, в нашей рубрике Переговорный пункт.

Напомним, в проекте предусматривается новый порядок исчисления налога на имущество организаций. Если сейчас их делают со среднегодовой остаточной стоимости, то теперь региональное Правительство предлагает исчислять с кадастровой стоимости имущества.

Участники Переговорного пункта:

  • Роман Береснев, министр юстиции Кировской области;
  • Андрей Усенко, вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты;
  • Олег Казаковцев, член Совета Федерации от Кировской области;
  • Валерий Туруло, председатель комитета ОЗС по экономическому развитию и предпринимательству;
  • Андрей Вавилов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области.

Роман Береснев:

Около трёх десятков регионов страны уже приняли этот закон. Из регионов ПФО это Башкортостан, Татарстан, Удмуртия. Также по аналогичному законопроекту работают коллеги из Саратовской, Нижегородской областей и в Пермском крае. Этот проект нужен для установления справедливого и прозрачного механизма начисления и уплаты налога на недвижимое имущество, в том числе объектов торгового и офисного назначения. Существующий порядок налогообложения несколько несовершенен, налицо неравенство налоговой нагрузки в связи с неравенством налоговой базы, определяемой от среднеостаточной стоимости недвижимости. Есть случаи, когда предприниматели указывают в документах стоимость имущества, которая была при его приобретении, намеренно её занижая по сравнению с реальной рыночной стоимостью. Кроме того, иногда при оформлении крупных торговых центров происходит дробление их на несколько организаций. Испольуется при этом упрощённая система налогообложения, и собственник от налога на имущество избавляется. Мы предлагаем установить поэтапное увеличение ставок налога - в 2016 году 1%, в 2017 1,5%, с 2018 года 2%. Это принесёт в 2016 году примерно 52 миллиона в бюджет.

Валерий Туруло:

У нас большинство сетевых магазинов работают на арендной основе, помещения, где они располагаются, находятся в собственности города. Если муниципалитеты как собственники не подпадают под это налогообложение, то мы видим здесь прямой коррупциогенный фактор. Предприниматель легко может уйти от налогообложения таким путём: взяв у муниципалитета в аренду имущество, которое налогом не облагается. Соответствующим образом конкурентоспособность данных фирм будет значительно выше по сравнению с теми, кто будет платить налог, что в итоге приведёт к большой разнице в ценах в тех торговых центрах, которые платят налог, и кто не платит. Наша задача - сохранить и приумножить налогооблагаемую базу, а не ликвидировать её. Пока всё говорит о том, что для нас эта база сожмётся, несмотря на то, что мы вроде бы хотим лучшего - обеспечить наполняемость бюджета.

Олег Казаковцев:

Любой собственник должен нести нагрузку, она должна поступать в бюджет, без разницы, кто собственник. Освобождение муниципалитетов от налогов - это однозначно недостаток и недоработка. Кроме того, закон может быть принят только после установки кадастровой стоимости недвижимости, необходим соответствующий реестр, но я этих данных пока нигде не видел. Пока реестра нет, остаётся риск того, что некоторые собственники будут уплачивать налоги по другой системе. Мне также непонятно, откуда берут эффект в 52 миллиона. Есть много зданий, которые были давно построены, у их кадастровая стоимость будет низкой, и налог может быть ниже существующего.

Ну а если налоги будут намного выше, будут, соответственно, расти цены и тарифы.

Предприниматели обязательно свои расходы будут вкладывать в стоимость услуг и товаров. И всё же сейчас главное - чтобы не было никаких недоразумений. Необходим реестр кадастровой стоимости зданий всех собственников, и этот реестр должен быть открытым. У нас пока есть возможность закон проработать и проанализировать эту ситуацию, необходимо этим заняться.

Андрей Вавилов:

Я входил в рабочую группу по созданию законопроекта, но считаю, что рабочая группа не совсем была услышана. Мы предлагали начать со ставки 0,7% от кадастровой стоимости объекта, а не с 1%, и для помещений от двух тысяч квадратных метров, чтобы бизнес мог более облегчённо войти в новую систему налогообложения. Для большей части малого бизнеса, который работает по упрощённой системе налогообложения, это новый налог, который они раньше никогда не платили. За это время налоговые возможности у малого бизнеса не выросли. Я считаю, что в законе никак не прописаны меры поддержки субъектов малого предпринимательства. То есть сам по себе закон правильный с точки зрения администрирования - действительно, налоги брать с недвижимости по кадастровой стоимости проще, и весь мир так работает. Но так как в нашей стране бизнес мы только создаём и строим, предлагаю пока снизить эту налоговую ставку.

Андрей Усенко:

Давайте задаим себе вопрос: соответствует ли нормам существующая кадастровая оценка зданий? По признанию бизнес-сообщества оценка была проведена так, что не выдерживавет практически никакой критики. Для примера: есть здание на ул. Карла Маркса, 127, год постройки 1974, кирпич. Кадастровая стоимость - 29 тыс. руб. за кв.метр. И здание на Карла Маркса, 4, кирпич, 1975 год постройки, кадастровая стоимость - 8,4 тыс. руб. за кв.метр. Разница в три раза в стоимости двух практически одинаковых зданий. И такая ситуация по целому ряду объектов. То есть декларируя замечательную цель равных условий, мы признаём некачественно проведённую оценку, но не даём возможности привести её в соответствие.

Второй нюанс: в законе не разделяются торговые и офисные помещения. Хотя ставки арендной платы по площадям в торговых и офисных центрах различаются порой в разы.

В пример могу привести офисное здание на одной из улиц города. Расходы на его содержание составляют порядка 280 руб. на кв.метр в месяц. Ставка аренды - 100 рублей за кв.метр. Налог на кадастровую стоимость добавит к содержанию здания 60 с лишним руб. в месяц. Бизнесу необходим переходный период, в течение которого механизм взимания этого налога, правильный и понятный, будет разработан. ВТПП предлагает начать со ставки в 0,5% с ростом в 0,5% каждый год. Подобный график связан с тем, что раньше 2018 года роста экономики в России не предвидится. Необходимо также, чтобы не только органы власти создавали реестр недвижимости, но и общественные, и коммерческие организации - чтобы было понятно, выдержит или нет бизнес такое налогообложение. Иначе вместо роста налоговых поступлений мы получим закрытие предприятий и безработных граждан, за которых мы и будем платить.

Журналист

Похожие материалы по теме

Безопасность школ: кому нужна и столько стоит?

Достаточно ли принимаемых мер для того, чтобы обезопасить учеников? О том, какие «ловушки» стоят на пути полной защищённости школ, рассуждали участники рубрики «Переговорный пункт

«Откуда деньги?», или Что будет с тарифами на тепло после концессии

О том, как сейчас проходит процесс заключения концессионного соглашения и какие сомнения его реализация вызывает у жителей области - в нашей рубрике «Переговорный пункт».

С «квадрата» или с человека: как в Кирове будут брать плату за вывоз мусора

Как сформировался тариф для полигона в Осинцах, как повлияет задержка принятия тарифа на бизнес и какой способ взимания платы предпочтительнее - в нашей рубрике «Переговорный пункт».

Тарифы и нелегалы или Как выживает общественный транспорт в Кировской области

Сегодня общественный транспорт в городе и области находится на грани выживания. Что можно сделать для того, чтобы бизнес, связанный с перевозками, в Кировской области действительно развивался?