Город, воскресший из руин: О путешествии к сердцу Финляндии

Финляндия – пожалуй, ближайшая к нам северная страна Европы. От Санкт-Петербурга до финской границы можно доехать на автобусе или автомобиле всего за несколько часов. Мой путь к сердцу Финляндии, городу Хельсинки, оказался гораздо длиннее, но об этом я ни капли не жалею.

Примерно сутки ехала на поезде до Санкт-Петербурга, а там пересела на большой паром. Ночь в пути, качаясь по волнам Балтийского моря, и ранним утром мы прибыли на место.

Город на воде

Моя бы воля, каждое утро встречала, выходя на палубу, наслаждаясь нежной палитрой акварельного неба с легким отблеском рассвета. Зеленовато-синяя, бескрайняя ширь моря и бесстрашные и грациозные белые чайки, парящие над волнами. Мимо проплывают небольшие острова, громадные паромы и небольшие судна, и вот, наконец, взору открывается он… город Хельсинки. Один из трех городов, в котором мне посчастливилось побывать во время небольшого трехдневного круиза. В их числе Стокгольм и Таллин. Но это уже совсем другая история. 

С высокой палубы столица Финляндии кажется небольшим островом, будто закованным в камень, по которому курсируют крохотные, словно игрушечные, автомобильчики (они там, кстати, действительно очень компактных размеров) и возвышаются монолитные строения, мерцающие неоновыми вывесками.

И только очутившись в центре города, понимаешь, что он таит в себе множество культурно-исторических диковин, полных изящества и неповторимой красоты, словно бережно скрывая их под мощными каменными глыбами. Поясню: город Хельсинки расположен на скалистом полуострове у Финского залива, где бухты чередуются с каменными мысами, а прибрежные воды изобилуют островами.

Кстати, саму Финляндию нередко называют «страной тысячи озер». Именно они, бесчисленные голубые озера, образованные тысячелетия назад, создают характерные финские пейзажи.

Беглым взглядом

По Хельсинки мы путешествовали на автобусе, поэтому многие достопримечательности смогли увидеть только из окон. Первое впечатление о городе вызвало исключительно положительные эмоции: чистые, вымощенные камнем улочки, красивые здания и множество велосипедистов. Велосипеды в Хельсинки и Стокгольме — одно из основных средств передвижения. Там предусмотрены специальные велосипедные дорожки для любителей двухколесного транспорта, велосипед не страшно оставлять неприцепленным: случаи краж там - явление исключительно редкое.

В Финляндии два государственных языка — финский и шведский. Поэтому названия улиц там зачастую пишутся на двух языках.

Несмотря на то, что большую часть Хельсинки мы видели из окон автобуса, общее впечатление о городе и людях, его населяющих, об особенностях архитектуры, мы, безусловно, получили и узнали немало интересных фактов из истории города. В частности, то, что первой столицей Финляндии был город Турку. Это его финское название, по-шведски он назывался Abo (Обу). Аналогично Хельсинки — это финское название города, а Гельсингфорс — шведское.

Тайники истории

Первое упоминание о Хельсинки относится к 1351 году, когда монахи эстонского монастыря получили права на лов лосося в этой местности. Город Гельсингфорс был основал в 1550 г. шведским королем Густавом Васса. Примечательно, что вырос город не на берегу Балтийского моря, а на берегу реки, где расположился маленький рыболовецкий порт. Местность там была очень заболочена, поэтому город изначально очень плохо развивался.

И тогда шведский губернатор Пер Браге, очень хороший стратег, предложил перенести город поближе к открытому морю. Произошло это в 1640 году. Однако город по-прежнему плохо развивался и страдал от различных напастей. В 1697 году его постиг великий голод. В 1710-м его опустошила чума, а в 1713 г., во время Северной войны, он был сожжен до тла. От Хельсинки остались лишь руины, а население сократилось всего до 150 человек.

Город горел многократно, поскольку изначально был почти полностью построен из дерева. Только очень зажиточные люди могли позволить себе строить здания из камня. Поворотным моментом в истории Хельсинки стало строительство небольшой крепости Свеаборг («Шведской крепости»), расположившейся на нескольких небольших островах близ Хельсинки. Произошло это в 1748 г. С тех самых пор город стал гораздо более защищенным. Строительство крепости на Балтике привлекло внимание к порту. Город стал богатеть, торговля и мореходство расширяться.

В ходе Русско-шведской войны 1808-1809 гг. город вновь сожгли до тла. После пожара осталось всего 12 зданий. Это были каменные строения, все деревянные сгорели.

В 1809 г. Финляндия была присоединена к России, и после этого началось быстрое развитие Хельсинки. То есть до 1809 г. Финляндия входила в состав Шведского Королевства, а после 1809 г. - в состав Российского государства. В 1812 г. русский царь Александр I после грандиозного пожара, опустошившего первую столицу Финляндии, город Турку, перенес оттуда столицу великого княжества Финляндского.

Население города стало очень быстро расти. В 1812 г. Хельсинки становится столицей Финляндии.

Один из путешественников, побывавших в это время в городе, писал: «Финны превращают груду камней в прекрасный город».

Еще быстрее развитие города пошло после сооружения железных дорог. В 1870 г. была построена дорога из Хельсинки до Санкт-Петербурга. Город интенсивно рос и развивался. В конце XIX века были положены первые трамвайные линии, а к 1900 году появились первые электрические трамваи. Кстати, трамваи - еще один очень распространенный вид транспорта в городе Хельсинки.

Постепенно Хельсинки начинает превращаться в важнейший торговый, промышленный и культурный центр независимой страны. В 1936 г. здесь был построен первый аэропорт. Дальнейший стимул росту города придали проходящие здесь Олимпийские игры, которые проводились в 1952 году.

Знаковое место

Кафе «Kappeli» («Капелли») — знаковое место для финнов. Даже не верится, что это стеклянное, очень изящное, похожее на парковое беседку здание, как и сам город Хельсинки, претерпело немало. А самое главное - выстояло в период Гражданской войны. И, что самое удивительное, когда на окраинах Хельсинки шли ожесточенные бои, в "Капелли" сидели люди и пили пиво, утверждая, что пока они сидят здесь, за страну можно быть спокойными. Кстати, в этом же кафе маршал Финляндии Маннергейм отмечал окончание войны кружкой пива.

Символ города

Неподалеку от кафе «Kapelle» находится фонтан Havis Amanta (Хавис Аманта) – еще одно знаковое, даже символическое место города Хельсинки. Возможно, кому-то покажется несколько странным, что символом города с такой непростой судьбой является прекрасная обнаженная нимфа, которая как бы выходит из вод Балтийского моря. Кстати, и сами финны изначально сомневались, можно ли установить такой фонтан в самом центре города, но вскоре их сомнения развеялись.

Автор скульптуры - Вилле Валгрен, финский скульптур, долгое время живший и работавший в Париже. Судя по всему, финны, поручившие ему работу, не очень четко сформулировали задание. И попросили создай что-нибудь модное, современное, чтобы поставить в центре города. И он создал обнаженную нимфу. Финны, узнав об этом, решили отказаться от такой задумки: зачем им в центре города обнаженная девушка. Аманта вызвала бурю разнообразных эмоций среди местных жителей своим «непристойным видом». Но Вилле Валгрен пошел на маленькую хитрость: выставил скульптуру на Елисейских полях.

В газетах стали выходить статьи, в которых немцы, французы, англичане с восторгом писали, насколько обворожительна и современна скульптура. Однако вскоре страсти поутихли, и именитые хельсинкские арт-авторитеты решили оставить мраморную деву украшением города. Сейчас фонтан «Хавис Аманта» — одно из любимых мест города для финнов, они называют его с нежностью «Наша Манта».

Каждый год 30 апреля, накануне 1 мая (это День студенчества в Финляндии и Швеции), вокруг фонтана собираются все студенты в своих студенческих фуражках. И обязательно одну фуражку они надевают торжественно на Хавис Аманту.

У финских студентов есть такое поверье, что человек, который поцелует Хавис Аманту в губы, сдаст экзамен на «отлично» и ему непременно повезет в любви. Ежегодно находится несколько смельчаков, которые решаются на этот шаг, не боясь промокнуть до нитки от поцелуя прекрасной нимфы.

Кафедральный собор

Своего рода визитной карточкой города Хельсинки является Сенатская площадь (Senaatintori). Она была создана после вхождения Финляндии в состав Российской империи.

В самом ее центре - памятник российскому императору Александру II, который изображен в форме гвардейского офицера во время произнесения речи. Кстати, именно он придал финскому языку статус государственного и ввел в обращение финскую марку. Вокруг фигуры Александра II расположена скульптурная группа, символизирующая Закон, Мир, Свет и Труд.

Настоящим украшение площади и города Хельсинки является роскошный и величественный Кафедральный собор, на строительство которого ушло 22 года. За это время сменился архитектор проекта, у собора появилось 4 башни по углам кровли и два павильона по бокам церкви. Его построили уже после смерти Карла Людвига Энгеля, прусского архитектора, по задумке которого было начато строительство.

А первым на Сенатской площади было построено здание сената. Сейчас там заседает правительство страны. В 1832 г. напротив него был построен университет. Первоначально его основала в 1640 г. шведская королева Кристина Августа в городе Турку, но после опустошительного пожара города университет был перенесен в Хельсинки и стал официально именоваться Императорским Александровским университетом. Эти два здания очень похожи в архитектурном плане, но некоторые детали Энгель все-таки изменил.

Одна из наиболее значительных работ Энгеля – Университетская библиотека. Интересно то, что здесь находится богатейшее собрание славянской литературы. Книжный архив ее находится над землей, 7 этажей под землей и даже вывезен за территорию города Хельсинки. Дело в том, что когда университетская библиотека в городе Турку сгорела, по велению российского императора каждое издание славянской литературы, которое выходило в империи, должно было поступать в эту библиотеку. Причем когда Энгель планировал эту библиотеку, он предусмотрел повсюду фонтаны и водоемы, опасаясь гибели книг в пожаре. Но сотрудники библиотеки его предостерегли, ссылаясь на то, что вода не менее губительна для книг, чем пожары.

Успенский кафедральный собор

Этот собор считает самым крупным в Западной Европе православным храмом. Здание из красного кирпича, увенчанное 13 куполами с крестами, – явный отголосок влияния России на Финляндию, что вполне объяснимо. Автор проекта собора — русский архитектор Алексей Горностаев. Кстати, именно он выбирал и место для собора. Он расположен в самом центре Хельсинки, на заросшем сиренью скалистом холме, близ южной пассажирской гавани.

Церковь в скале

Одно из удивительных мест в Хельсинки — Темппелиаукио — церковь в скале. Это поистине уникальное сооружение, поражающее своей монументальностью и величием, не случайно сюда ежегодно съезжаются тысячи туристов со всех уголков земного шара. К счастью, когда мы вошли в храм, было не так многолюдно.

Тихая, ласкающая слух музыка, непринужденная атмосфера, потоки солнечного света, струящиеся сквозь своды храма, медленно уносят от реальности и помогают забыть о проблемах.

Авторами проекта этого храма являются финские братья Туомио и Тимо Суомалайнены, предложившие весьма нестандартное решение для возведения храма.

Архитекторы предложили построить церковь… с помощью взрыва! Дело в том, что как раз на месте будущего святилища из земли наружу выходили каменные породы. Именно здесь братья предложили установить взрывчатку, а образовавшуюся полость накрыть куполом. Собственно, эту мысль поддержали, и их неординарная идея удалась: конечный результат превзошел самые смелые ожидания!

«Поющий» памятник

Еще одна необычная достопримечательность Хельсинки — памятник известному финскому композитору Яну Сибелиусу, возведенный еще при его жизни.

Ян Сибелиус является автором неофициального гимна Финляндии, запрещенного во время царствования Николая II. Финны с гордостью хранят память о своем знаменитом соотечественнике, увековечивая его память в названиях улиц, мемориальных досках и памятниках.

Автор памятника - Эйла Хилтунен - трудилась над памятником несколько лет. Изначально был возведен как ансамбль из нескольких сотен сплавленных между собой мощных металлических труб, сквозь которые жалобно гудит ветер. Считается, что эти звуки напоминают музыку Яна Сибелиуса, а необычная конструкция похожа на орган.

Памятник, построенный по проекту Хилтунен, вызвал в свое время жаркие споры между абстракционистами и приверженцами классической культуры. Последних возмутило то, что на памятнике великому композитору отсутствует его собственное изображение. Однако компромисс был вскоре найден, когда рядом с памятников был размещен скульптурный портрет Сибелиуса.

В Хельсинки я провела почти день, но увидела всего лишь малую часть всего культурно-исторического многообразия, которое есть в этом городе. И тем не менее первое мое знакомство с Хельсинки было приятным. Погода радовала солнцем, не успевшая еще облететь листва создавала яркую палитру красок. Надеюсь, что знакомство с этой удивительной страной, Финляндией, непременно продолжится и подарит немало новых незабываемых впечатлений.

Похожие материалы по теме

Гриппа в Кирове нет, а ОРВИ - больше, чем обычно

За минувшую неделю заболевших простудой в Кирове и области оказалось в два раза больше, чем за такой же период прошлого года. Эпидемиологи связывают рост заболеваемости с холодным сентябрем и отсутствием отопления.

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...

Центробанк выпустит банкноты номиналом 200 и 2000 рублей

Новые банкноты значительно упростят расчеты россиян при оплате товаров и услуг. На данный момент с дизайном купюр еще не определились. Но уже известно, что изображение будет выбрано после общественного обсуждения.