"Не так страшен черт, как его малюют": О делах бумажных

справки, информирующие о наличии или отсутствии в собственности недвижимости

Для кого-то сентябрь 2013 года как обычно был ознаменован началом учебного года, открытием осеннего дождливого сезона, а для нас с мужем этот месяц стал периодом сбора необходимых документов для получения социальной выплаты по ипотеке. Именно в эти 30 сентябрьских дней нужно было успеть подать довольно объемный пакет нужных бумаг. Ждали мы это время с содроганием, так как живы в воспоминаниях еще бумажные сборы и волокита, связанные с покупкой квартиры и оформлением соответствующего кредита (несмотря на то, что прошло уже больше, чем полгода).

Начали мы непосредственно с просмотра списка требуемых документов. Уже на этой стадии стало понятно, что с легкостью мы не отделаемся – в первую очередь нужно было определить, в какую категорию мы попадаем и подходим ли вообще по критериям для получения этой самой выплаты. После телефонных консультаций со специалистами эти вопросы были решены и мы перешли к самому ответственному этапу – сбору бумаг. Документы для каждой категории молодой семьи мало чем отличаются и в основном включают в себя кредитный договор, документы на купленную в ипотеку квартиру, сведения о составе семьи, наличии или отсутствии прав на объекты недвижимости.

Если честно, до сих пор непонятно, почему мы, живущие в мире новых технологий, так и не отошли от подобных бумажных процедур. Учитывая, что все справки давно можно получить в электронном виде с цифровыми подписями, но они по каким-то причинам не востребованы – все требуют именно бумажные экземпляры.

Собрав то, что у нас было на руках из документов (это, к слову, лишь малая часть, которая составляла 50(!) листов), мы отправились в многофункциональный центр, предварительно записавшись в электронную очередь. Заранее предполагая, что в назначенные 15:00 мы не пройдем, освободили время с запасом. Как оказалось – зря. Вызвали нас ровно в 15:00 и обслужили в положенные 20 минут. Это действительно удивило, поскольку людей, сидящих в очереди по этим же вопросам, было не менее сорока человек. После первичного приема с души упал маленький камешек, хоть сделали мы не все, но зато главное – написали заявление и попали в список на рассмотрение нас как кандидатов на субсидию. От специалиста, кстати, узнали, что донести недостающие документы необходимо точно в срок, но уже в другое место. Дело оставалось «за малым» – собрать массу справок, которые, как известно, делаются в среднем за неделю.  

Одними из важных документов на получение социальной выплаты являются . Получать их нужно в двух местах: Росреестр и БТИ (Бюро технической инвентаризации). Кстати, БТИ выдает информацию за период до 1998 года, а всем остальным занимается Росреестр.

Отстояв немалую очередь в Росреестре и уже практически заплатив такие же немалые деньги за справку, я по счастливой случайности узнала от администратора, что обязательной является лишь справка из БТИ, а информацию из Росреестра нам получать не надо -  уполномоченные ведомства сами запрашивают все в нужном порядке. Но, как говорится, лучше поздно узнать, чем никогда. К слову, об этом нигде, ни в каких документах не сказано, не предупредили нас и в момент приема документов.

Оставалось взять обязательную справку из Бюро технической инвентаризации. Здесь тоже поджидали неожиданности. Изначально я шла заказывать бумагу только на свое имя, так как делается это исключительно лично и по предъявлению паспорта. На других членов семьи можно сделать справку лишь через нотариально заверенную доверенность. Каково же было мое удивление, когда оператор сама предложила мне заказать справку и на себя, и на моего мужа, при этом не попросив ничего, кроме моего паспорта. Далее специалист огласила сроки, в которые может быть сделан документ: месяц, неделя и сутки – стоимость, соответственно, у каждого срока разная и идет на повышение. Именно тут и хочется отметить, что буквально на неделю ранее, точно такой же документ данная организация изготавливала в несколько иные сроки и по цене в 3-4 раза ниже заявленной – это и стало причиной моего очередного не очень приятного удивления. По всей видимости, сказался слишком большой спрос на подобного рода справки и этим просто не смогли не воспользоваться, зная, что бумаги являются обязательными и их все равно будут заказывать.

Конечно, несмотря на все это мы собрали нужный пакет документов. Если сейчас посмотреть на это сверху, то можно сказать, что «не так страшен черт, как его малюют». Жутковато только приступать к этой бумажной волоките, а потом «втягиваешься» и все идет своим ходом. Сейчас остается ждать лишь того счастливого момента, когда субсидия будет получена.

Кстати, те, кто еще даже не приступал к сбору документов и считают, что за оставшиеся деньки ничего уже не успеют – не опускайте руки – если задаться целью, все можно успеть!

Похожие материалы по теме

Александр Согомонов: «Второго Парижа нет и не будет»

Почему государственные границы превратились в фикцию? Что такое «тихая революция» XXI века? Какими станут города будущего и почему сегодня нельзя привязать человека к одному месту жительства? Об этом и многом другом рассуждает Александр Согомонов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.