Музыка и компьютер: совместимы ли они?

Более того, музыку надо уметь «видеть», представлять конечный результат, воплощать желания и образы в жизнь. А это отнюдь не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Что же это: создание музыки?

На самом деле, сочинение музыки — процесс очень противоречивый. С одной стороны, это сложнейший вид музыкальной деятельности, включающий в себя множество побочных моментов. С другой стороны, сочинять музыку очень просто (не в обиду музыкантам будь сказано, но обилие ежедневно появляющейся популярной массовой музыки — тому подтверждение). Если вы хотите выделиться на этом обширном музыкальном фоне — придется как следует постараться.

По сути, создание музыки — такой же творческий процесс, как создание картины или книги: начинается все с идеи, которая постепенно воплощается, иногда проходя через множество метаморфоз и, в конечном счете, являя миру готовый результат. Именно умение видеть конечную цель даже в самом начале работы отличает профессионала от любителя. Можно считать сочинение музыки процессом, разуму неподконтрольным, а можно, напротив, поставить разум во главе вдохновения.

У каждого человека, сочиняющего музыку, рано или поздно вырабатывается определенная схема действий, алгоритм, который позволяет воплотить идею быстро и без лишних проблем. Для начала, нужно определиться со стилистикой, с аудиторией, для которой предназначена музыка, определить образный строй (особенно, если эта мелодия пишется для уже готового фильма или иного визуального произведения). А уже потом, опираясь на составленный план, можно приступать к сочинению музыки.

Музыка и компьютер

Сложнее всего в сочинении музыки на компьютере понять связь между кнопками клавиатуры и нотами. Хотя, многие современные программы и не требуют знания этой связи. При работе с современными программами важнее гораздо разобраться во всех их возможностях, которых, благо, великое множество. По сути, большая часть современной музыки написана на компьютере.

Музыкант, сочиняющий музыку на компьютере, отчасти еще и программист. Но так как симбиоз двух сфер деятельности очень быстро превращается во что-то новое и уникальное, можно владеть знаниями в одном направлении, а в другом достаточно будет любительского уровня. С музыкой так же: либо ты – меломан-любитель, хорошо разбирающийся в компьютерах, либо профессиональный музыкант, знакомый с программами лишь понаслышке. Если соблюдено хоть одно условие, проблем возникнуть не должно, разобраться во второй сфере на достаточном уровне будет нетрудно.

«Важно никого «не впускать в свою голову», но, при этом, не брезговать чужими советами и сторонним мнением»

В Кирове людей, занимающихся сочинением музыки, предостаточно. Многие используют для этого лишь свой компьютер и музыкальную фантазию. С одним из таких людей, Александром Павловым (музыкальный проект KRRAU), мы и пообщались на этот раз.

«С чего началось мое увлечение? Дело в том, что еще с «юных лет» я увлекался разнообразной музыкой. И привлекала меня как раз музыка экспериментальная. Сначала было что-то «тяжелое», что является чем-то новым, по крайней мере, в детстве. Потом были более экстремальные направления, типа black metal, а там уже и ambient.

Потом были попытки играть что-либо самостоятельно. У меня дома, в комнате с другом мы собирались, у нас было 2 магнитофона. Я играл на гитаре, друг стучал по различным предметам, делал «скреттчи» при помощи книги. Все это записывалось на один магнитофон. Потом запись на старом магнитофоне включалась, и параллельно с ней игралось что-то новое. Все так вот, слой за слоем, накладывалось, и если поначалу это звучало как-то «странно», то потом, когда все слои были собраны воедино, получалось уже что-то интересное. По крайней мере, как нам тогда казалось.

А потом случайно на рынке я приобрел («лицензионную», конечно же) версию GuitarPro на болванке, установил и, примерно, месяца два в ней просто разбирался. Сначала простые ноты, потом уже что-то интереснее начало получаться. Потом мне стало программы GuitarPro не хватать, и я начал уже отдельно экспортировать каждую дорожку, обрабатывать их в аудио-редакторе, накладывать эффекты. Ну и музыка стала получаться интереснее.

Позже перешел на более сложные программы. Соответственно, возможности расширились. И сама материальная база качественно скакнула вверх, что позволило шире и полноценнее воплощать свои задумки. С момента знакомства с GuitarPro прошло больше 5 лет, на протяжении которых я пытался сочинять музыку.

Я выбрал именно сочинение музыки на компьютере по нескольким причинам. Во-первых, я пишу, в основном, ambient либо смесь классики с электроникой, в более спокойном, более мрачном направлении. Дома записать невозможно все инструменты, которые для создания этой музыки понадобились бы, например, скрипки, духовые инструменты. Для этого нужен большой зал. Да и как таковых музыкантов в нашем городе трудно найти.

Во-вторых, возможностей у компьютера хоть и меньше в плане эмоциональной передачи мелодии, нежели у живых инструментов, но, с другой стороны, тебе гораздо проще. Ты не привязан ни к кому, ты можешь в любое время сам сесть, что-то начать делать, безвозбранно удалять и переделывать. Ты ни от кого не зависишь и ни перед кем, ни в чем не обязан. То есть, «воротишь» то, что хочешь.

В-третьих, это материально выгоднее, что по времени, что по деньгам. Во-первых, невозможно приобрести все необходимые инструменты, во-вторых, научиться на них играть за короткое время. На это нужно очень много времени, которое можно было бы потратить на сочинение музыки, а не на игру. То есть, мне больше нравится именно сочинять.

Собственно, все это изначально затевалось как музыкальный проект, где есть координатор идругие люди, которые могут что-либо привнести в общее дело, но, при этом, не смешивая свои идеи с моими. Единственное, года два у группы, если ее так можно назвать, не было имени. Потом же название появилось, было взято из книги моей подруги. Это название одного из существ ее мира – Кррау. Это, грубо говоря, эманация книжного мира моей подруги.

Потом появилась группа «ВКонтакте», где стали выкладываться песни. Естественно, поначалу никакой популярности не было, слушало музыку несколько человек. Но потом постепенно либо друзья из приличия добавлялись, либо, что более лестно, совершенно незнакомые люди.

Самое главное для меня достижение на данный момент, это то, что KRRAU состоит в официальной ротации интернет-радио «Черный маяк». То есть, это уже не просто кто-то случайно наткнулся, то уже выпущено на широкую публику. Кому-то может понравиться, кому-то нет – не важно. Если найдутся ценители – это очень круто. Так же KRRAU вошел в несколько сборников лучшей музыки этого радио за последние три года. Ну и в данный момент ведется работа над музыкальным оформлением любительского короткометражного фильма.

Но это все, по сути, мелочи. Главное, что нескольким людям по-настоящему нравится, пусть это и десять человек. Кто-то слушает, кто-то ценит – это основное. Ну и для себя просто приятно, когда совершенно незнакомые люди твое творчество ценят.

По моему мнению, главное в сочинении музыки – как можно больше слушать эту самую музыку, подмечать для себя какие-то интересные вещи, которые можно использовать. Причем не важно, к какому направлению эта музыка принадлежит. Начиная от структуры песни, где бывают очень интересные обороты, структуры текста, которую так же можно потом использовать, и заканчивая именно «фишками» обработки, сведения и тому подобного.

Музыкальные инструменты, которые ты используешь в создании своих композиций, желательно подержать в руках. Не обязательно учиться на них играть, главное – прочувствовать и понять инструмент, как он звучит, что он из себя представляет. Можно поискать видео, где кто-либо играет на этих инструментах. Даже при сочинении музыки на компьютере нужно стремиться к некоему подобию «живой» музыки, но это мое мнение.

Если сочиняешь на компьютере, очень желательно следить за последними обновлениями, не только программ, но и библиотек инструментов и тому подобного. Это не для того, чтобы перед другими музыкантами покрасоваться, что ты «в теме». Это, в первую очередь, качественный скачок, опирающийся исключительно на новые возможности. Постоянно появляются новые технологии, за которыми надо следить.

И еще, самое главное – это постоянно переделывать готовые песни, совершенствовать. Это своеобразный «флэшбэк», но при этом ты постоянно что-то новое получаешь, пересматриваешь. И с текущим опытом, который ты уже приобрел, можно сделать что-то новое, более интересное, еще оригинальнее воплощаешь идею.

Обязательно надо подружиться с профессиональными, хорошими музыкантами. Потому что конструктивная критика никогда не будет лишней, ее стоит воспринимать адекватно. Не предавая свою оригинальность, но, при этом, учитывая нюансы. Если ты что-то делаешь очень долго, ты можешь какие-то ошибки не замечать, потому что уже к ним привык. К тому же, со временем сажается слух, и некоторые частоты ты просто уже не слышишь, поэтому стоит спрашивать стороннего совета.

Ну и не стоит брезговать объединением с другими творческими людьми, например, с художниками-оформителями, писателями. Потому что один мозг на все не способен. Важно в него никого «не впускать», делать свое, но, при этом, не сторониться советов, идей и прочего, что может помочь в творчестве».

Музыкантами не все родились, не все обучались в музыкальных школах. Но, как знать, может и у Вас есть музыкальный дар? С современными программами для сочинения музыки проверить это ничего не стоит. Вдруг и Вы когда-нибудь сможете похвастаться своими музыкальными начинаниями.

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?