От региона к региону: Воздушные сети раскинут над Поволжьем

один из бывших пилотов военно-транспортной, а затем и гражданской авиации

Чуть больше месяца остается до значимого события — возрождения региональных авиарейсов. Нет, речь идет не о том, что из Кирова можно будет долететь до Кирса, о внутриобластных рейсах никто не говорит. Из Кирова можно будет долететь до Казани, Нижнего Новгорода, Уфы, Ижевска, Оренбурга, Пензы, Перми, Самары, Саранска, Саратова. По низким ценам. Звучит как реклама из будущего. Особенно, если вспомнить, что из Кирова нет нормального рейса до Москвы по приемлемой цене. Вот только это не мешает.

Пятилетка за год или не летят туда сегодня самолеты

Собственно, экстренная помощь вылилась в федеральную программу по возрождению регионального авиасообщения в ПФО, куда как раз и входит Кировская область. Согласно пилотному проекту, в течение года необходимо организовать регулярные рейсы между областными центрами Поволжья. К слову, год заканчивается в начале апреля 2013 года. На это время и намечен старт программы.

Логично предположить, что люди предпочтут самолет машине или поезду, если цены будут сопоставимы и, естественно, будет выигрыш по времени.

«Помешать может отсутствие того, что может помочь. А помочь может грамотное построение маршрутной сети, понимание того, почему люди могут полететь из пункта А в пункт Б. Конечно, нужна реклама данной акции и деньги на дотирование этих перевозок. Так везде. В Америке все местные авиалинии на самолетах малой вместимости дотационные, в Европе тоже. И при СССР они спонсировались государством, вообще вся авиация. В той же Америке человек может, имея несколько пилотов в штате и пару-тройку Цессн, спокойно организовать свой бизнес. Но ему хорошо помогают в начале, а у нас?, - поделился с порталом www.ikirov.ru . - Раньше люди летали. И сейчас полетят. Но за нормальную разумную сумму. Пусти А-320 на рейс Киров-Пермь и скажи, что билет 500 рублей стоит и самолет полетит набитый битком. Но авиакомпания понесет убыток. Вот тут и нужны гос. финансы. Без них не справится никто».

Заоблачная распродажа?

Согласно документу, региональные авиаперевозки между областными центрами Приволжского федерального округа бюджет будет финансировать на 50% (25% федеральный, 25% региональный), остальное должен будет оплатить пассажир. Вот только акция будет действовать не бесконечно, а только с 1 апреля.

Уже сейчас из федерального бюджета на региональные перевозки в ПФО выделено 300 миллионов рублей. На реализацию проекта из бюджета Кировской области в 2013 году выделено 25,24 млн рублей.

«Мы сняли все возрастные ограничения с пассажиров, чтобы субсидиями, льготами пользовались все категории граждан, - заявил Михаил Бабич, полномочный представитель президента по ПФО, на совещании в Самаре. - Мы разработали финансовую модель, которая подразумевает, что пассажир оплачивает 50% стоимости перелета, 25% компенсируется из федерального бюджета, и 25% - из регионального. С 1 апреля 2013 года мы официально имеем право начать летать и получать субсидии».

Цены со скидкой из Кирова:

Из Кирова до Ижевска запустят 6 рейсов в неделю. Цена со скидкой составит 2659 рублей. До Казани можно будет долететь за 2821 рубль, в неделю запустят 8 таких рейсов. Больше всего полетов организуют до Нижнего Новгорода и Перми — по 14 рейсов в неделю. Цены: 3472 рубля и 3364 рубля соответственно. До Самары полетит 10 самолетов в неделю, цена за билет в один конец составит 4286 рублей. Запустят и 3 прямых рейса в неделю от Кирова до Уфы. Билеты будут стоить 4612 рублей.

С списке департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области представлены 4 города, до которых пассажиры из Кирова полетят с пересадкой в Казани. Это Оренбург, Пенза, Саранск и Саратов. Цены за билет по этим направлениям соответственно - 7542 рубля, 6131 рубль, 5534 рубля и 6673 рубля.

Отмечу, что здесь представлены цены со скидкой в 50%, которые должен будет заплатить пассажир. Недостающее добавит государство. «Федерация будет дотировать конкретных пассажиров, которые будут летать этими рейсами. Со своей стороны она будет платить 25% от стоимости авиабилета, 25% стоимости будет компенсировать регион», - пояснил Сергей Щерчков, первый зампред Правительства Кировской области.

Впрочем, зарабатывать на региональных рейсах и не предполагалось. Нам удалось пообщаться с одним из авторов этой программы, Денисом Игнатовым (какое-то время он занимал должность коммерческого директора в кировском аэропорту).

«Про выгоду никто не говорит, потому что это по большей части проект социальный — связать единой сетью города Приволжского Федерального округа, - пояснил Денис Валерьевич. - Программу можно реализовать и до окончания реконструкции взлетно-посадочной полосы в Победилово. Типам самолетов, которые планируется использовать, хватает полосы кировского аэропорта».

Не летят самолеты, потому что нет самолетов

За последние 20 лет авиасообщение в России практически умерло — пассажиропоток снизился в 50 раз. Региональные авиарейсы есть только в Уфе, Казани, Ижевске, Перми, Самаре и Нижнем Новгороде. Но и здесь объемы не велики. Из Кирова же регулярное авиасообщение налажено только на Москву и Нарьян-Мар. Авиация бы и дальше еле дышала, если бы федеральные чиновники не решили сделать «искусственное дыхание».

Впрочем, эксперты скептически смотрят на столь радужные перспективы. Во-первых, нет пилотов. Во-вторых, нет самолетов.

«Нарисовано чуть ли не 15 рейсов в неделю только в Пермь. Но насколько это выполнимо мне непонятно. Если мы даже в Москву сейчас летаем на АН-24 (прим.ред. - в начале января компания Ютэйр заменила ATR-72 на АН-24 на рейсах Киров-Москва). А на чем мы полетим в Казань? Видимо на кукурузниках. Смеяться можно сколько угодно, но прежде чем говорить о радужных перспективах необходимо подумать, возможно ли это теоретически. Мне кажется, сегодня у нас нет условий даже для принятия наших соседей, потому что аэропорт находится в военном состоянии, - говорит Дмитрий Русских, генеральный директор ООО «Кузбасские угли». - Я не думаю, что в апреле мы все полетим в Пермь, Татарстан и так далее. Еще даже перевозчик не определен. Сначала надо прописать концепцию, как сохранить аэропорт. А когда дело дойдет до приволжских перевозок, как раз подойдет время: будет лето, может быть, осень».

«Может, я сейчас крамольную мысль выскажу, но все ранее совершенные действия были направлены на уничтожение авиационного сообщения на территории Российской Федерации. Сейчас мы должны в противотренд войти, а сделать это можно только системно», - говорит Азиз Агаев, директор компании «Бизнес-информ».

Не всегда дело в цене. Иногда страх значит больше. Например, пассажиры не летают на старых самолетах, потому что боятся. А заполняемость — это большое дело: самолет пустой летит или полный.

Пока непонятно, на чем же придется летать в соседние города из Кирова. Конкурс на определение компании пройдет только в марте. Но сразу ясно, что необходимого количества самолетов просто нет.

«Основная сложность - это недостаток бортов в России, - рассказал Сергей Щерчков. - Многие компании готовы поддержать программу, но пока не располагают необходимым парком самолётов. Предполагается, что это будут борта вместимостью 8-12 человек, этакий формат авиационного такси».

Впрочем, непонятно, откуда может взяться столько летчиков. Опытные пилоты выходят на пенсию, но молодые кадры не успевают их сменять. Почему? Да потому, что в последние годы закрыты многие летные училища. Неслучайно ведь Минтранс разрешил авиакомпаниям брать на работу иностранных пилотов.

«Дефицит действительно большой. Сейчас с радостью придут работать китайские летчики, хотя многие граждане России могли бы сами выучиться и летать. Но проще всего разрешить совершать полеты летчикам других государств и, соответственно, инвестировать в экономики других стран. Правильнее вкладывать деньги в восстановление системы образования, - выразил свою точку зрения Олег Кочкин, президент компании «Вяткаавиа». - Система обучения летчиков, существовавшая в Советское время, сейчас разрушена. Уже нет необходимого количества бюджетных мест на обучение пилотов. Я думаю, что основная проблема в этом. Авиакомпании это понимают и по большому счету махнули рукой на существующую систему образования: неслучайно «Аэрофлот» создает летное училище на свои деньги и готовит летчиков для себя».

Дело в том, что авиакомпании вынуждены предлагать летчикам высокие зарплаты, чтобы получить новые кадры. К примеру, «Аэрофлот» готов платить пилотам подъемные в размере 400 тысяч рублей, заработную плату от 250 до 400 тысяч рублей и обеспечивать жильем. Это закладывается в стоимость перевозок. Кто в регионах сможет обеспечить летчикам подобные условия? Тем более в дотационных регионах?

Между тем, в 2013 году по воздуху из одного областного центра Поволжья перенестись в другой планируют 150-170 тысяч пассажиров. Для сравнения два года назад их число составляло всего 39 тысяч.

А в ту ли сторону летим?

Конечно, всегда найдутся желающие полететь... но в ту ли сторону полетят эти самолеты? С городами Поволжья есть налаженное не только железнодорожное, но и автомобильное сообщение. Выигрыш по времени может растаять на глазах, когда станет понятно, что требуется доехать до аэропорта Победилово, пройти там регистрацию и так далее. Да и ко всему прочему бизнес-класс, на который, к слову, и рассчитаны новые рейсы, не считает необходимым авиасообщение по Поволжью. Их больше интересует Москва и жаркое зарубежье.

«Мне кажется, что сейчас для жителей города Кирова важнее и актуальнее дальние перевозки: Санкт-Петербург, Сочи и так далее. Многие мечтают свозить своих детей в Египет или Турцию, но из Кирова таких рейсов нет, хотя они нам были обещаны еще три года назад. И на самом деле это все реально, если этим вопросом заниматься. Такие возможности предоставляют и в соседних регионах: есть рейсы и из Казани, и из Сыктывкара, - говорит Дмитрий Русских. - По моим подсчетам в аэропорт Победилово уже вложено порядка 1 миллиарда рублей. А если это так, то наши люди вполне имеют право летать в Питер, в Турцию, в Египет и в Москву нормальным рейсом».

А мне в Москву охота!

Напомним, что кировчане стали жаловаться на неудобные рейсы Киров-Москва и обратно после того, как в Победилово пришел новый перевозчик Ютэйр. Так при смене компании было потеряно и, как оказалось, безвозвратно удобное время прибытия в Москву.

Впрочем, и сейчас эксперты говорят, что цены на рейсы в столицу завышены. «Реально на сегодняшний день может летать 3-4 самолета в день по рейсу Киров-Москва, но летает только один. Их производит компания Ютэйр, это практически монополист. Нет конкуренции, поэтому и такие цены. К примеру, из Перми в Москву летает боинг, билет на который стоит порядка 4 тысяч рублей. И это еще не самые низкие расценки, - говорит Олег Кочкин, президент «Вяткаавиа». - Даже при том, что билет на рейс Киров-Москва стоит от 6 тысяч рублей, за три дня до вылета все билеты разобраны. Но если поставить на этот рейс несколько боингов, без дотаций можно сделать цену в 3000 рублей».

К сведению.

По данным ГЖД, у кировчан особой популярностью пользуются рейсы в Москву, Нижний Новгород и Казань.

Похожие материалы по теме

12 тезисов Михаила Хазина

29 ноября в Кирове побывал Михаил Хазин. Российский экономист и бывший чиновник администрации президента России приехал не просто так.