Как сделать:: роспись по ткани (батик)

Ручная художественная роспись по ткани, или «батик», довольно популярная сегодня, уходит корнями в глубокую древность. Она была известна с древнейших времен в Японии, Китае, Индонезии и Африке. Украшать росписью ткани умели в Армении, Азербайджане и на Руси. Самой старинной росписи по ткани из древнего китайского захоронения около двух тысяч лет: благодаря минеральным красителям ткань прекрасно сохранилась.

Сегодня и техники, и материалы для батика изменились, как и процесс изготовления расписных картин, но от этого их актуальность ничуть не уменьшилась, впрочем, как и сфера применения этого вида росписи. С помощью батика можно украсить свою одежду, создать эксклюзивные атрибуты для дома или модные аксессуары одежды своими руками. А чем вам не подарок для родных и близких? Наверняка такая красота, созданная своими руками, порадует и приятно удивит ваших родных и близких, даже с самым изысканным вкусом.

Но прежде чем взять в руки кисти и краски, следует позаботиться и об остальных атрибутах, которые вам пригодятся для работы.

Выбор ткани

Чаще всего для росписи используют разные виды шелка, хотя выбор ткани зависит от изделия и его предназначения. С помощью батика можно нанести незамысловатый рисунок даже на футболку из хлопчатобумажной ткани. Для более изысканных и высокохудожественных работ потребуются более благородные ткани: креп-жоржет, натуральный шелк – хаботай, жаккардовый шелк, крепдишин, твия, понже, шифон, дюпон… Если вы хотите расписать абажур, постельное белье или шторы – выбирайте более плотную непрозрачную ткань. Для одежды, платков и наволочек подойдет непрозрачный плотный шелк, а для блузок и шарфов – тонкий и прозрачный материал.

Подрамники

Для росписи по ткани потребуется деревянная рама, на которую с помощью канцелярских кнопок, кнопок-гвоздиков или мебельного степлера натягивается ткань. Раму для работы можно подобрать как раздвижную (регулирующуюся по размеру), так и цельную (постоянного размера). Разборная, или раздвижная рама более удобна для работы: она позволяет регулировать нужный размер рамки для каждой работы. Для начинающих можно использовать деревянные круглые пяльцы, которые могут служить декоративной рамкой для работ. 

Ткань готовится к работе 

Прежде чем приступить к работе, ткань перед росписью следует промыть в содовом растворе (1 ст. ложка соды – на 10 л воды), чтобы смыть с ткани все промышленные добавки. Если под рукой нет соды, можно просто постирать ткань и прогладить – чтобы краска хорошо растекалась и прникала в волокна ткани при нанесении рисунка. Ткань, подготовленная к росписи, закрепляется на раме: сначала по углам, натягивая края, затем – середины противоположных сторон. Дальше – от середины к углам. Ткань на раме должна быть натянута максимально, без провисаний, чтобы результат работы вас  не огорчили. 

Выбираем инструменты

Своеобразным разграничителем деталей рисунка служит резерв – горючее вещество довольно плотной консистенции (прозрачный или черный). Наносится на ткань он с помощью стеклянной трубочки – прямой (без резервуара) или с шарообразным резервуаром и загнутым концом. Лучше иметь в запасе несколько таких трубочек с разным диаметром отверстий – для нанесения широких и тонких линий.

Кисти лучше использовать беличьи и колонковые – разных размеров (в зависимости от величины плоскости росписи) и формы (круглые и плоские).

Краски

Для работы по ткани подойдут наборы красителей «Гамма», акриловые краски, краски Marabu – в тубах и баночках, жидкие краски для шелка. Поскольку традиционным набором из 6 цветов при работе над картиной вам не обойтись, потребуется создание дополнительных оттенков, приготовьте палитру, желательно белого цвета. Можно использовать специальную палитру с мерными стаканчиками, хотя для работы вполне подойдет обычное большое фарфоровое блюдо.

Приступаем к работе: пошаговая инструкция

1. Оборудование места для работы. Желательно, чтобы помещение, в котором собираетесь творить, хорошо проветривалось.

2. Выбор размера, формы, формата и темы работы. 

3. Выполнение эскиза на бумаге простым карандашом.

4. Перенесение картинки на ткань.

Для этого лист с рисунком закрепляют булавками с изнаночной стороны ткани. Сквозь прозрачную и полупрозрачную ткань он будет хорошо различим. Если ткань плотная и непрозрачная, можно воспользоваться копировальной бумагой. На ткань рисунок можно наносить графитным (простым) карандашом 2 М – 4 М или фломастером, совпадающим с цветов контура, только очень аккуратно, чтобы жирные линии не выглядывали из-под резервирующего контура.

5. Оформляем картину в цвете, но не так, чтобы она напоминала раскраску. Чтоба получилось настоящая живописная картина, следует поиграть с цветами и техниками нанесения рисунка. Плавные переходы цветов от светлого к темному, необычные оттенки, интересные орнаменты, оригинальные сюжеты и детали помогут воплотить самые сложные идеи и творческие замыслы.

Возможно, на создание такой картины потребуется несколько дней, но результат того стоит, поверьте!

Маленькие хитрости

В росписи ткани существует множество дополнительных приемов и хитростей, позволяющих создавать интересные и весьма необычные эффекты. Непредсказуемые разводы и пятна на ткани можно создать с помощью обычной поваренной соли и мочевины. В местах, куда попали гранулы мочевины, появятся светлые пятна с разводами, а там, где оказались крупинки соли, образуются более темные пятна. Красивые эффекты можно создать и с помощью сухих красителей, рассыпанных на влажной поверхности ткани. Для создания эффекта ореола, расплывчатости изображения, можно воспользоваться феном, направив горячую струю воздуха на влажную поверхность ткани. С помощью этих нехитрых секретов можно придать своей работе более сложную и живописную структуру.

Последние штрихи

После завершения работы следует дать вашей картине хорошенько просохнуть. Для закрепления изображения и сохранения цветов можно закрепить их утюгом умеренного температурного режима. Для предосторожности следует положить между рисунком и подошвой утюга лист плотной бумаги или ткани, чтобы нечаянно не испортить свои труды. 

Желаем интересных творческих идей и удачного их воплощения!

Похожие материалы по теме

7 преимуществ внештатного содержания персонала

Внешнее содержание кадров приносит компании ряд выгод через это число организаций которые используют аутстаффинг растет. Пример с семи главных преимуществ аутстаффинга персонала в сравнении с штатным содержанием сотрудников.

Как сделать: выбрать пресс-компактор

Что это такое? Как его выбрать и на что обращать внимание при покупке? Об этом и не только расскажем в нашей статье.

Критерии выбора пожаронасосных станций для пожаротушения

Пожаронасосная станция является неотъемлемым элементом противопожарной защиты в любом современном здании, надежность и стабильная работа которого напрямую влияют на жизнь людей в чрезвычайных ситуациях.