Автогражданка станет «больше»

Если законопроект по «автогражданке», предложенный главой Всероссийского союза страховщиков Александром Ковалем и депутатом Андреем Шевелевым, будет принят, идея Росстрахнадзора «подсократить» страховой рынок осуществится быстрееВчера глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль поделился со СМИ своими мыслями относительно судьбы «автогражданки». Полгода назад он и его коллега депутат Андрей Шевелев написали при помощи Российского союза автостраховщиков (РСА) поправки к закону об ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), которые предусматривают увеличение объема денежных выплат для пострадавших при наступлении страхового случая. Такое увеличение предусмотрено за счет отказа от подлимита на одного пострадавшего. Суть законопроекта проста: страховая компания формирует резерв для выплат по ОСАГО и берет из него столько, сколько нужно в каждом отдельном случае. Только к самим страховщикам теперь будут предъявляться более жесткие требования относительно их капитализации. Интересно, что, несмотря на гуманную по отношению к страхователям направленность проекта, правительство дало ему отрицательную оценку. Но г-на Коваля это не смущает. Он намерен направить доработанные поправки в Госдуму на рассмотрение в первом чтении до окончания весенней сессии. Если они пройдут, новая версия закона об ОСАГО поможет Федеральной службе страхового надзора (ФССН) осуществить её давнюю мечту – сократить число страховых компаний.Поправки к закону об ОСАГО, разработанные главой ВСС Александром Ковалем и депутатом Андреем Шевелевым, предполагают увеличить страховые суммы за счет отказа от подлимитов на одного пострадавшего. Сейчас существует ограничение на общий размер выплат по имуществу и по жизни на всех пострадавших – 160 тыс. руб. и 240 тыс. руб. На каждого пострадавшего – аналогичные ставки. Глава ВСС предлагает установить страховые суммы на каждого потерпевшего в размере 160 тыс. руб. при причинении вреда имуществу и 240 тыс. руб. при причинении вреда жизни. В настоящее время при ДТП с большим числом пострадавших люди могут вообще оказаться без выплат, если исчерпан лимит. Новацией законопроекта является возможность потерпевшего обратиться в свою страховую компанию, а не страховую компанию виновника ДТП, а обязанности по сбору документов и посыланию запросов перекладываются на страховщика. Помимо этого, в законопроекте прописаны требования к страховым компаниям: финансовая устойчивость страховщика должна быть с коэффициентом «4» (то есть более высокие требования к капитализации страховой компании).Несмотря на отрицательное заключение правительства, глава ВСС Александр Коваль не видит концептуальной проблемы в своей редакции закона об ОСАГО. «В заключении правительства нет ни одного замечания, которое бы указывало на принципиальное несогласие с нашим вариантом законопроекта, – сообщил г-н Коваль RBC daily. – Замечания носят скорее «частный» характер». Глава ВСС намерен в ближайшее время устранить замечания и направить документ в Госдуму до окончания весенней сессии. «Там будут слушаться два законопроекта: наш и депутата Бооса, – говорит г-н Коваль. – Наш вариант направлен на увеличение страховых выплат, а боосовский – на снижение тарифов по ОСАГО». Кстати, на второй законопроект заключение правительства тоже отрицательное. «Какой из двух предпочтут депутаты, сейчас сказать трудно, но, судя по оценкам моих коллег, наш законопроект многими парламентариями оценивается положительно», – говорит он.По сведениям RBC daily, у законопроекта Александра Коваля (в отличие от проекта депутата Бооса) много сторонников. Например, практически все крупные страховые компании не возражают против принятия поправок. Как сообщил Александр Коваль RBC daily, страховщики принимали участие в их обсуждении. Кроме того, такие поправки покажутся привлекательными и самим автовладельцам. «Цель поправок – поддержание самих страхователей», – сказали RBC daily в рейтинговом агентстве «Эксперт-РА». Кроме того, если закон пройдет, у ФССН станет меньше работы. Напомним, глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев заявлял о планах службы, которые направлены на сокращение численности недобросовестных игроков. После чего последовали массовые отзывы лицензий у страховщиков, которые, в частности, специализировались на ОСАГО (например, страховая компания «Авест-Классик»). По мнению ряда экспертов, поправки к закону об ОСАГО, предложенные Александром Ковалем и Андреем Шевелевым, существенно усложнят жизнь тем страховщикам, в чьих портфелях большой объем приходится на «автогражданку».Собственно, сам глава ВСС и не скрывает, что с принятием закона такие игроки могут благополучно покинуть рынок. «Это может повлиять на численность страховых компаний, – рассказал он RBC daily. – Поскольку теперь не получится «затягивать» с выплатами, ссылаясь на отсутствие технической или медицинской экспертизы, которая теперь заложена в законе». В рейтинговом агентстве «Эксперт РА» такую вероятность подтвердили. Правда, проблемы могут коснуться в основном тех игроков, которые располагаются в конкретных регионах. «У нас неравномерная ситуация с убыточностью по ОСАГО в различных регионах, – рассказал RBC daily ведущий эксперт рейтингового агентства «Эксперт-РА» Павел Самиев. – Есть такие, где убыточность достигает 100%, но есть и такие, где она значительно ниже». К наиболее «проблемным» регионам относятся Новосибирск, Екатеринбург и Курган. Соответственно, те компании, которые работают с ОСАГО только в этих точках, не имея филиалов в других городах, могут вскоре после принятия закона исчезнуть. К таким игрокам относятся достаточно крупная страховая компания «Южурал-АСКО», (по итогам прошлого года она заняла 17-е место по количеству заключенных договоров ОСАГО), «АСтрО-Волга» и «Чулпан». Как рассказал Павел Самиев, если компании обанкротятся, их клиентов переманит «Росгосстрах». ТИСС

Похожие материалы по теме

Акцизы на алкоголь и табак на 2010 год вырастут

Правительство с 2010 года намерено для пополнения доходов бюджета существенно поднять ставки платежей потребителей подакцизных товаров. Максимально, на 15-30 процентов, могут поднять акцизы на спиртное, в меньшей степени - на этиловый спирт, табак и автомобили.