Кировские строители раскритиковали систему электронных аукционов

Внести изменения в порядок выбора подрядчиков для разработки проектной документации и строительства объектов предложил Владимир Смирнов, гендиректор ГК «Кировводпроект».

Сегодня в Кирове на базе Федерации профсоюзов прошла встреча представителей строительной отрасли с губернатором региона Игорем Васильевым. Среди проблем, которые были подняты на встрече, одной из самых серьёзных стала проблема несовершенства проведения электронных аукционов по выбору подрядчиков для разработки проектной документации и строительства объектов.

Как считает Владимир Смирнов, гендиректор ГК «Кировводпроект», она стимулирует «серый» бизнес.

«Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе определения подрядчиков на государственные или муниципальные заказы с помощью электронных аукционов - это прямое стимулирование «серого» бизнеса. Конституцией РФ гарантировано право работников на достойную зарплату и пенсионное обеспечение. Сейчас все мы обсуждаем пенсионную реформу, и выяснилось, что из 77 млн трудоспособного населения страны только 43 млн имеют пенсионные счета. 34 млн работают, но получают «чёрную» зарплату, и работодатель за них ничего не перечисляет. А многие из тех, кто имеет пенсионные счета, получают зарплату официально в 5-15 тысяч рублей, а остальное в конверте. Если брать нашу отрасль, проектно-изыскательскую, то в городе примерно 90 проектировщиков и изыскателей работают таким образом. И я говорю это не голословно: в год мы где-то 10 человек принимаем в штат и беседуем, спрашиваем, как они получали зарплату в предыдущих организациях. Я считаю, что это сейчас главная проблема - необходимо вывести 30 миллионов работников из тени».

Для достижения этой цели гендиректор «Кировводпроекта предлагает использовать «кнут» и «пряник».

«Кнут» - это введение наказания для работодателей вплоть до уголовного преследования за «серую» занятость. А «пряником» в строительстве может служить как раз ФЗ-44, если его правильно использовать, то есть если допускать к торгам только подрядчиков, которые работают «вбелую».

Для этого, как считает Владимир Григорьевич, следует принять ряд мер.

«Стоимость проектных изысканий и строительных работ для нужд госзаказчиков определяется законом. 44-ФЗ определил порог для вхождения цены не ниже 25% от начальной, падение цены более, чем на 25% - это демпинг. И я с этим полностью согласен. Выполнить подрядное проектирование и строительство за цену ниже можно только за счёт снижения зарплаты и налогов, а в строительстве - за счёт применения более дешёвых материалов. К сожалению, размещение заказов на проектно-изыскательные работы в 2012-18 годах осуществлялось, в основном, посредством электронных аукционов. Победители аукционов порой снижали цену от начальной на 80%, большую часть конкурсов выигрывали иногородние подрядные организации, а иногда и организации, которые специально открывались для того, чтобы выиграть конкурс. Свежий пример - проектирование газопровода в 18 населённых пунктах области, конкурс по выбору подрядчика для которого был объявлен апреле. Падение цены составило от 41% до 80%, 14 договоров ушли фирмам из Татарстана и Удмуртии. В результате очень часто заказчик получает проектную документацию низкого качества или вообще не получает, в это же время легальные организации Кирова простаивали без работы. Электронные аукционы, если их не прекратить, в ближайшие годы уничтожат последние нормальные проектно-изыскательские организации», - подытожил Владимир Смирнов.

Союз строителей в связи с этим выступил с несколькими предложениями.

Во-первых, необходимо обязать государственные и муниципальные заказы на проектно-изыскательские работы осуществлять только посредством открытых конкурсов.

Во-вторых, нужно обратиться в правительство РФ с просьбой приравнять проектно-изыскательские работы к научно-исследовательским, конструкторским и технологическим работам, что позволит при проведении конкурса снизить значимость стоимостного критерия до 20%.

В-третьих, поручить Союзу строителей и Вятской торгово-промышленной палате разработку иных критериев по выбору подрядчиков: квалификации участника, опыта работы и другие нестоимостные критерии, и обязать государственных и муниципальных заказчиков применять их при проведении открытых конкурсов.

Кроме того, строители считают, что необходимо обратиться в Госдуму с инициативой дополнить требования к участникам закупки пунктом об отсутствии у участников административных наказаний за использование труда работников без оформления трудового договора и выплатой неофициальной зарплаты, чтобы не допускать до конкурсных процедур «серых» подрядчиков.

Журналист

Похожие материалы по теме

Штрафы за нарушения при перевозке грузов железной дорогой уменьшатся

Проектом предлагается изменить методику расчета размеров штрафа: отказаться от начисления по пятикратности к плате за перевозку и перейти к исчислению на основании размера недополученной провозной платы.