Моногорода: проблемы и перспективы развития

В начале марта на базе Опорного университета Кировской области прошёл форум, где его участники обсудили проблемы и перспективы развития территорий. Одной из самых обсуждаемых стала третья тема из этого списка - проблемы моногородов. К каким выводам пришли эксперты?

В начале марта на базе Опорного университета Кировской области прошёл форум, где его участники обсудили проблемы и перспективы развития территорий. Впрочем, он почти так и называется: «Проблемы и перспективы устойчивого развития территорий». 

На форуме подняли четыре темы:

1. Стратегическое планирование и управления развитием территорий.

2. Маркетинг территорий как инструмент повышения её конкурентоспособности.

3. Моногорода: проблемы и перспективы развития.

4. Инвестиционная привлекательности территорий: перспективы, инструменты, индикаторы.

Одной из самых обсуждаемых стала третья тема из этого списка - проблемы моногородов. Что же из себя представляет моногород? Это населённый пункт, в котором, как правило, одно крупное предприятие и оно формирует жизнь местного населения. Если оно процветает, то развивается и населённый пункт; если испытывает проблемы, то и настроения населения становятся негативными.

Участники круглого стола, посвящённого моногородам, заслушали ряд выступлений экспертов. Например, о необходимости проводить мониторинг социальных настроений и как использовать результаты; о текущем состоянии ряда населённых пунктов Кировской области — на круглом столе присутствовали представители нескольких моногородов, и так далее.

Некоторые тезисы с круглого стола:

  • одна из проблем моногородов заключается в том, что градообразующие предприятия со временем будут уменьшаться. Новые технологии продолжат освобождать людей. И это аксиома, считает Дмитрий Поярков, заместитель начальника управления корпоративной социальной ответственности и бренда, горно-металлургическая компания «Северсталь»;
  • Екатерина Митягина, доктор социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной психологии ВятГУ, рассказала, что все моногорода в Кировской области поделены на три категории:

1) с наиболее сложным социально-экономическим положением: Вятские Поляны, Мурыгино, Белая Холуница, Луза;

2) с рисками ухудшения социально-экономического положения: Демьяново, Кирс, Уржум;

3) стабильная социально-экономическая ситуация: Омутнинск, Стрижи.

С точки зрения отношения горожан к градообразующим предприятиям и проектам развития, в Кировской области моногорода делятся на три блока:

1) позитивное отношение — только Кирово-Чепецк;

2) стабильное отношение: Кирс, Омутнинск, Вятские Поляны;

3) негативное отношение — все остальные моногорода;

  • участников форума также пытались понять, а влияет ли выделение денег для развития моногородов на настроение горожан. В итоге решили, что самая главная задача — создать общую стратегию развития моногородов;
  • по мнению одного из участников, центр пространственного развития должен быть создан на базе Опорного университета. Потому что университет сможет оказать им помощь, в том числе и мониторингом, чтобы «держать руку на пульсе».

Отдельного обсуждения заслужила тема привязки стратегии развития моногородов к градостроительной документации.

«Градостроительная документация, которая обеспечивает территориальное планирование, — где она соответствует программам развития моногородов? Ни одна программа не будет эффективной, пока она не увяжется с градостроительной документацией, с документацией территориального планирования. Тот же генеральный план, если он сегодня не рассматривает развитие тех ориентиров, на которые вы планируете направлять инвестиционные проекты, то завтра с вами инвестор не будет работать. У нас масса примеров, когда инвестор заходит, а на месте: водообеспечения нет, земельные участки не сформированы и так далее. Это что получается? К деньгам территория не готова. Мы стремимся за деньгами, но мы забываем, что сегодня нам надо так поработать, так сложить свои интеллектуальные возможности, чтобы мы обеспечили готовность к деньгам, к результату, который жители готовы увидеть», - сказал Олег Созинов, гендиректор института территориального планирования «Кировское архитектурное, землеустроительное проектно-изыскательное предприятие».

По его словам, в области не готовы реализовывать планы, но всегда хотят получить деньги. «У нас и желания у чиновников нет». Почему? Потому что по регламенту положено 30 дней на согласование, мы и делаем за 30 дней, сказал Олег Геннадьевич и добавил:

«Можно сделать за 5 дней? Ведь другие делают. У нас нет общего настроения. Обязательно надо сегодня инициировать корректировку стратегий. Стратегии должны гармонично увязаться с документами градостроительного планирования».

Елена Савина, глава города Кирово-Чепецка и председатель городской думы, рассказала о том, какова ситуация сейчас в её городе:

  • инвесторам город интересен с точки зрения транспортной доступности;
  • перед руководством стоит важная задача — снижение напряжённости на рынке труда;
  • главные проблемы города: износ сетей и открытая система водоснабжения;
  • структура занятости характеризуется низкой диверсификацией по отраслям. В городе две основные отрасли: промышленность и торговля. «Хотя у нас нет сейчас градообразующего предприятия, потому что они разделились. Но монопредприятием является химический кластер», - пояснила Елена Михайловна;
  • инвестплощадки города: есть необходимые сети и это хорошо, но нет свободных площадок.
  • комфортная городская среда в Кирово-Чепецке развивается очень тяжело.

Каковы же точки роста Кирово-Чепецка:

  • развитие производства агрохимикатов, пестицидов, косметических средств;
  • диверсификация мебельного производства;
  • высокотехнологичные медицинские изделия;
  • строительство завода по переработке промышленных отходов;
  • привлечение инвесторов для застройки микрорайонов. Городские власти готовы запустить строительство трёх микрорайонов, но нужен инвестор, который займётся комплексным освоением их территорий;
  • туризм и сохранение местных традиций и ремесленного туризма. «У нас находятся два этно-центра. Они уникальны национальными праздниками, куда стекаются татары, удмурты с половины территории России», - сказала Елена Савина.
  • создание распределительного логистического центра. Он строится для сети X5-Retail Group;
  • есть планы по созданию современного тепличного комбината;
  • необходима реконструкция ООО «Кирово-Чепецкий завод железо-бетонных изделий»;
  • развитие наукоёмких медицинских изделий;
  • строительство завода по переработке древисины.

В Кирово-Чепецке есть проблема в виде строительства и реконструкции объектов инфраструктуры. «У нас в 3,6 раз больше норматива нагрузка на дороги. 25 млн рублей — столько стоит проектирование дороги местного значения. Это объездная дорога», - сказала глава города.

Ещё один проект, развитие которого ждут в Кирово-Чепецке — это дорога на Слободской в обход Кирова. Как отметила глава города, инвесторам она интересна: «Это путь на север от Кирово-Чепецка в обход Кирова, что соответствует федеральным требованиям, по которым все региональные центры должны иметь обходы».

По завершению доклада сразу несколько участников отметили, что Кирово-Чепецк находится в самом лучшем положении, по сравнению с другими небольшими городами и посёлками. Особенно выделяется он на фоне таких населённых пунктов, как Демьяново: нет транспортной доступности, градообразующее предприятие убивается собственником, нет свободных земель, вокруг тайга и болота. Инвесторы просто не пойдут сюда! - сказал представитель Демьяново на круглом столе.

В заключении работы площадки, Евгений Дрогов, консультант инициативного бюджетирования, обратил внимание коллег на то, что в развитии моногородов проблема кроется не только в документации, с которой столкнётся инвестор, но и в том, что программы развития моногородов не учитывают других наработок. Например, инициативное бюджетирование поможет создать удобную городскую среду и повысить настроения людей при помощи самих горожан. Ведь если человек вложит свой рубль в дело, то следить и содержать результат он будет с трепетом.

Похожие материалы по теме

В «АТП» сменился директор

Почему его первый рабочий день начался с сокращения штата автотранспортного предприятия?