«Задавят» ли мелкую розницу федеральные сети?

Ещё осенью агентство «Infoline-аналитика» провело исследование развития ритейла в России. Данные исследования показали, что крупные ритейлеры, такие, как «Магнит», X5 Retail Group, Metro Cash & Carry увеличивают свою долю на рынке, и это происходит за счет сокращения доли традиционных, несетевых магазинов. Как складывается сегодня взаимодействие федеральных сетей, традиционной розницы и местных производителей? Об этом - в нашей рубрике «Переговорный пункт».

Участники «Переговорного пункта»:

  • Евгений Пшеницын, один из учредителей и собственников сети «Светофор»;
  • Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям METRO Cash&Carry Россия;
  • Константин Мошуренко, депутат ОЗС Кировской области;
  • Николай Липатников, президент Вятской торгово-промышленной палаты;
  • Сергей Бунеев, директор торгового центра METRO Cash&Carry в Кирове.

Как сегодня складывается взаимодействие местных магазинов и производителей с федеральными сетями?

Сергей Бунеев

Присутствие местных поставщиков на полках - одно из ключевых и важных направлений как для сети, так и для самих поставщиков. С местными производителями можно очень активно развиваться, двигаться, развивать экономику самого региона. Кроме того, многие поставщики, которые начинают с нами сотрудничать, потом появляются и в других регионах, как бы масштабируют бизнес. Это даёт им возможность в рамках федеральных сетей выходить на федеральный уровень, в другие города.

Николай Липатников

Ещё когда было ощущение прихода федеральных сетей, нужно было выстраивать с ними работу очень жёстко, но мы к ним относимся как ко всему на Вятке - пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Сегодня есть рынок, и сети уже идут в города, поселки, районные центры в 20-30 тысяч населения. Конечно, с ними работать сложно, они демпингуют. Это известная формула со времён Карла Маркса - зайти на территорию, за счёт цен погубить конкурентов, а потом повышать цены исходя из рыночного пространства. Всё так и происходит.

Константин Мошуренко

В первую очередь, оценивая взаимодействие с федеральными сетями, стоит обратить внимание на всю систему торговли. Нужно задаться вопросом: кому и чему служит сегодняшняя система торговли? Эффективности - нет. Пользы для бюджета муниципалитетов мало, польза в обеспечении населения качественными товарами отсутствует. Удобная и прибыльная сфера для бизнеса не создана, бизнес страдает от чрезмерной конкуренции, уничтожающей капитал региона. Наоборот, система в её сегодняшнем виде уничтожила огромный потенциал нашей области и капитал предприятий. Местным производителям существующая система также не служит. По сути, она является, образно говоря, насосом для откачки кировских денег в другие регионы. Просматривается только интерес монополистов-производителей из других регионов, которых привели федеральные сети.

Какие перспективы сегодня есть у мелкой розницы и производителей?

Евгений Пшеницын

За последние несколько лет доля сетей выросла примерно с 40% до 70% по исследованиям РБК, и это мировой тренд, это происходит во всём мире. Но однозначно не случится такого, что будут одни сети. В Германии, Франции, во всех развитых европейских странах однозначно присутствует семейный, специализированный бизнес. Сети эту нишу занять не смогут - ту нишу, где, кроме товара, производится услуга. Сюда входят булочные, мясные, где товар может и частично производиться. Ну и плюс всё равно в мире достаточно много мелких населённых пунктов, которые сетям неинтересны, там всегда будет присутствовать мелкий бизнес.

Оксана Токарева

Несетевая розница может развиваться с помощью обучения или начать работать с крупными компаниями по модели франчайзинга. Так, у МЕТРО Кэш энд Керри существует программа «Школа Торговли», которая направлена на мелкий и средний бизнес. Суть её состоит в том, чтобы передать знания о современных стандартах торговли в различных сферах розничным предприятиям малых форматов, чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке. Что касается франчайзинга, то у нас есть проект «Фасоль». По его условиям партнеры проекта обязаны покупать не менее 600 наименований, включая собственные торговые марки, в торговых центрах МЕТРО. Однако остальная часть товаров приобретается клиентом на основе его свободного выбора. Эта модель подходит новым небольшим магазинам. В целом сам франчайзинг как форма сотрудничества набирает обороты. Количество предложений франшиз различно, в зависимости от сектора бизнеса, при этом наименьшее как раз находится в сегменте продуктовых магазинов.

Как в дальнейшем стоит строить взаимодействие с федеральными сетями?

Константин Мошуренко

Двадцать лет я утверждаю, что региону необходима совершенно иная система торговли. Уже два года как на федеральном уровне действует закон, который предусматривает жёсткое регулирование торговли, включающий контроль придомовых территорий, правила устройства городов, и ограничивающий максимальную норму торговых площадей. Необходимо применять этот закон в регионах и создавать серьёзную систему регулирования торговли в городах, которая будет направлена прежде всего на то, чтобы обеспечить не менее 70% полочного торгового пространства продукцией местных производителей. Сегодняшняя система анархии и отсутствия контроля ведет к разрушительным последствиям.  

Николай Липатников

Важно всегда уметь свою продукцию преподнести. Недавно исполнилось 120 лет Слободской потребкооперации. Сети сами пришли в СПК с просьбой заключить с ними договор. Потому что население Слободского района и города просят слободской хлеб, потому что знают, как он производится, кем производится, по какой технологии. Раз пришли, два пришли, на третий попросили заключить договор. Вот как надо работать, нужно системно преподносить свою продукцию. На всех возможных мероприятиях, включая выставки. Нужно, чтобы население знало продукт. Надеяться на правительство и администрацию, что они отрегулируют взаимодействие, можно долго. А вы рассчитывайте на покупателя, который любит вашу продукцию, он будет вашим рьяным защитником, и тогда сети будут с вами работать. Можно жаловаться, а можно дальше жить.

Журналист

Похожие материалы по теме

С «квадрата» или с человека: как в Кирове будут брать плату за вывоз мусора

Как сформировался тариф для полигона в Осинцах, как повлияет задержка принятия тарифа на бизнес и какой способ взимания платы предпочтительнее - в нашей рубрике «Переговорный пункт».

Тарифы и нелегалы или Как выживает общественный транспорт в Кировской области

Сегодня общественный транспорт в городе и области находится на грани выживания. Что можно сделать для того, чтобы бизнес, связанный с перевозками, в Кировской области действительно развивался?

Что мы будем делать с мусором?

Этот вопрос обсудили на первом заседании клуба «Так-то Да!». О чём говорили общественники и представители власти, - в нашей рубрике «Переговорный пункт».