Спектакль-импровизация «Во сне я вижу» прошел с аншлагом

20 ноября в «Театре на Спасской» состоялась долгожданная премьера спектакля «Во сне я вижу». В зале не было свободных мест.

Над этой постановкой работали труппа "Миграция", танцевальный коллектив "Сюрприз", педагоги и психологи, музыкант Роман Цепелев, режисер видео Захар Шашин и многие другие. Главной целью было раскрыть новые возможности общения с детьми, имеющими ограниченные возможности.

«Во сне я вижу» не совсем обычная поставновка, как и ее участники — слабовидящие дети. Необычна и структура спектакля: на сцене разворачивается действо — импровизированный танец или игра, и параллельно зритель погружается в загадочный и сложный мир взрослых и детей. Они рассказывают истории-воспоминания из своей жизни, делятся своими страхами, переживаниями, ищут способы их преодоления. Истории такие разные, непохожие, но что-то общее и неразрывное связывает их между собой. И каждый зритель увидит в них что-то свое, созвучное сердцу. Остаться равнодушными и безучастными просто невозможно.

По словам Ирины Брежневой, постановщика спектакля, слабовидящие дети — особенные, «сказочные», «хрупкие сосуды», «они точно так же смотрят, только видят по-другому».

«Насколько легко и свободно эти дети видят пространство, слышат людей и идут на контакт. Они жаждут этого общения. Просто это им настолько необходимо, что знакомство происходит абсолютно естественным путем, - такими увидела этих ребятишек Ирина Брежнева при первом знакомстве. - Мне очень важно было дать этим детям расслабиться, особенно тем детям, которые находятся в постоянном физическом напряжении, которое возникает от тех ограничений, которые у них есть в плане движения, так как они не могут ориентироваться в пространстве так же, как и мы. Для них особо актуально стоит этот вопрос — расслабиться. Они, как маленькие комочки, как ежики, которые постоянно ощупывают пространство впереди себя, в постоянной готовности, что там — опасность».

Необычны и мечты «особенных» детей.

«Обычные дети мечтают далеко, для них мир открыт, и он очень широк. А детки с ограниченными возможностями по зрению мечтают о чем-то очень близком, о том, что можно обнять и потрогать», - говорит Ирина Брежнева.

В основу поставновки легла техника контактной импровизации.

Она помогает ориентироваться в пространстве тем людям, которые не могут открыть глаза и увидеть так, как видят обычные люди. В этой технике очень часто используются такие понятия, как "ведущий” и “ведомый”. Для того, чтобы почувствовать себя “ведомым”, человек закрывает глаза и дает руку “ведущему”. Его глазами становится “ведущий”. Главная цель этого упражнения - формирование доверия у “ведомого” и ответственности у “ведущего”. Доверие и ответственность. Два этих чувства дают людям возможность коммуницировать.

По словам Натальи Пышко, директора «Галереи прогресса», постановка очень современна и актуальна:

«Контактная ипровизация — это как раз то, что сегодня актуально в современном танце: умение чувствовать энергию, свое тело и эмоции и умение их выражать. У детей угнетен один орган чувств — зрение, но обострены другие, поэтому они более чувствительны. Здесь я видела, что актеры и маленькие танцоры из студии перенимали у слабовидящих детей какие-то моменты, например, большую тонкость восприятия. А слабовидящие дети включались в процесс, в котором были задействованы их ровесники — дети, с которыми им, возможно, не так часто приходится общаться. В любом случае танцующий ребенок готов включиться в какой-то творческий процесс. Это необычный ребенок. Быть в энергетическом поле этих детей тоже очень обогащает. Я считаю, что этот проект учит взаимодействию людей с разными возможностями — это очень здорово и современно. Такое ощущение, что мы не в Кирове. Такие проекты должны развиваться, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями могли участвовать в процессах, которые связаны с современным искусством».

Во время антракта все желающие смогли купить на память о спектакле открытки с рисунками детей, участвующих в спектакле — за любые деньги (сколько посчитают нужным). Собранные средства будут направлены на подарки детям с ограниченными возможностями.

После постановки и антракта зрителям показали фильм о том, как шла работа над спектаклем. А после показа все желающие смогли пообщаться с постановщиком спектакля и артистами. Хореограф Ирина Брежнева отметила, что процесс был намного приятнее, чем результат, и для нее этот процесс не имеет финала. А это значит, что 2 декабря во время показа, возможны изменения, ведь постановка основана на импровизации. К тому же проект остается открытым, для участия приглашаются творческие люди.

Похожие материалы по теме