В Кировском отделении ГЖД прошла встреча поколений

Ветераны железнодорожного транспорта – люди активные, сидеть на месте без дела не привыкли. Вот и решили они заняться просвещением и привлечением молодежи в ряды железнодорожников. Начать решили со школьников.

- Мы решили пригласить 8-миклассников одной из кировских школ в музей железнодорожного транспорта, - рассказывает председатель совета ветеранов Кировской дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций ГЖД Валентина Буркова. - и подготовили для них интересную программу. Почему 8-миклассников? Потому что через год многие, закончив 9 классов, уйдут из школы в техникумы, профессиональные лицеи и колледжи, а определяться с будущей профессией надо уже сейчас. Вот мы и решили рассказать ребятам о железнодорожных профессиях.
Знакомить ребят с железной дорогой начали прямо во дворе музея, где установлен уникальный паровоз-памятник. С этого главного музейного экспоната и начал экскурсию для ребят ветеран-железнодорожник Валерий Рыков.

- Паровоз серии Эр788-74 был выпущен в середине прошлого века, - рассказал ребятам Валерий Николаевич. - установить его на постамент было непросто. Ведь вес паровоза составляет более 100 тонн, а железнодорожных путей, по которым можно было пригнать его к музею, в городе нет. Поэтому его доставили сюда в разобранном виде и тащили по улицам Кирова с помощью грузовой машины на огромном листе железа.  Путейцы Кировской дистанции пути уложили на постаменте рельсы, а работники восстановительного поезда собирали и устанавливали паровоз.

Ребятам представилась возможность полазить по этому огромному экспонату и побывать в кабине машиниста.

После этого ветеран Евгений Салтыков ознакомил ребят с музейной экспозицией.

- Музей был основан в честь 100-летия начала строительства железной дороги через г. Вятку (1895-1995гг), - начал свой рассказ Евгений Викторович. - А разместился он в доме дворянина Станислава Якубовкого, который был сослан в Вятку за участие в Польском мятеже в 1863 году. Станислав Осипович завещал свой особняк местным властям, но при условии, что в нем будет размещена школа или училище. Воля ссыльного дворянина была исполнена. В здании на улице К. Марка, 147 Кирова размещался когда-то детский садик, позже - школа. А с 1995 года  открылся музей железнодорожного транспорта.

Сегодня в музее представлено более 800 экспонатов, а в запасниках хранится более 5 тысяч еще необработанного исторического документального материала. Сохранилась фотография и некоторые биографические сведения о первом председателе Вятской земской губернии Матвее Синцове (годы правления 1867-1870 гг.), который продвигал к рассмотрению Правительством государства идею соединения железной дорогой рек Вятки и Северной Двины.  И, наконец, в мае 1895 г, было принято решение "О сооружении железнодорожной линии от г. Перми через р.Вятку до пристани Котлас на р. Северная Двина". Эта линия Пермь - Вятка - Котлас предназначалась в основном для вывоза сибирского хлеба в Европу. Она была пущена в 1899 г. и вошла в состав Пермской железной дороги.
Два министра путей сообщения России были удостоены звания почетный гражданин города Вятки. Это граф Сергей Юльевич Витте, на тот момент он был еще министром финансов, позже – министром путей сообщения, а также князь Михаил Иванович Хилков, который являлся последователем графа Витте и был министром путей сообщения. Граф Витте это звание получил за выделение средств на строительство железной дороги через г. Вятку, А князь Хилков – «за сочувственное отношение к нуждам города». Он активно использовал свое влияние в строительстве железнодорожной линии Пермь – Вятка – Котлас.   

В музее оформлен и уголок «Международные экономические и культурные связи», в котором представлены сувениры и документы сотрудничества кировских железнодорожников с китайцами, монголами и чехами.

В преддверии 70-летней годовщины Победы, не малое внимание на музейных стендах уделено и кировским железнодорожникам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Среди них – и первый герой Советского Союза на Вятской земле Павел Алексеевич Скопин – работник вятского паровозного депо. Оттуда он и призвался в армию. На территории локомотивного депо Киров ему установлен памятник. Отдельный стенд посвящен еще одному вятскому железнодорожнику - герою Советского Союза Анатолию Георгиевичу Вавилову. Свою высокую награду он получил за отвагу, проявленную при форсировании Днепра.

В годы Великой Отечественной войны проявляли героизм не только мужчины, но и женщины. Представительницы прекрасной половины человечества доказали, что им могут подчиниться серьезные машины – паровозы. Первой женщиной, покорившей локомотив, стала Мария Ивановна Калистратова. Вся тяжесть мужской работы легла на ее хрупкие плечи. Особенно тяжел в голодное время, по ее воспоминаниям, был физический труд, например, в 30-40-градуснй мороз грузить и подбрасывать уголь в печь.

В музее имеется и старинный тульский самовар, из которого на станции Котельнич в годы войны пассажирам подавался кипяток.  Недавно в музее появился старинный патефон, который заводится вручную, причем он находится в исправном состоянии, и ребята смогли услышать голос Леонида Утесова.

После исторического экскурса ребят ждал еще один приятный сюрприз. Председатель совета ветеранов Кировской дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций ГЖД Валентина Буркова испекла огромную пиццу и угостила юных гостей музея. Также ребят угостили чаем из самовара и сладостями.
 

Похожие материалы по теме

Дмитрий Проскура назначен вице-президентом «Ростелекома» по цифровизации промышленности

Дмитрий Проскура назначен вице-президентом «Ростелекома» по цифровизации промышленности. На этой позиции он будет отвечать за реализацию приоритетных проектов в области разработки и внедрения цифровых технологий для компаний ключевых отраслей российской экономики.