Женщина: линии судьбы

В искусстве существуют вечные темы. Одна из них – тема женщины. На выставке «Женщина: линии судьбы», приуроченной ко Дню матери в России, можно проследить как изменялся женский образ с течением времени на примере произведений русского и западноевропейского искусства из собрания Вятского художественного музея.

В средневековой христианской культуре идеалом женщины становится образ Богоматери.

Пресвятая Богородица предстает в церковном искусстве как образец материнской любви, христианского милосердия, верности и мудрости. В светском искусстве женский образ ассоциируется прежде всего с материнством.

Тема женственности и материнства занимает особое место в творчестве художников-земляков А.В. Исупова (портреты узбечек и итальянок с детьми) и М.А. Демидова («Портрет Е.А. Воробьевой с сыном Алексеем»). Поэтичные картины матери с ребенком созданы Б.М. Неменским («Тишина»), Н.Е. Зайцевым («В архангельском доме»), И.Л. Лубенниковым («Портрет жены и сына»), А.А. Яковлевым («Бухта Ткачен»).

Важные в жизни женщины события сватовства, свадьбы, замужества нашли яркое воплощение в творчестве живописцев разного времени: П.П. Соколова «Разрешение на брак», Р.М. Нурмухаметова «Башкирская невеста», В.И. Иванова «Семья», А.В. Фищева «Чаепитие». По портретам различных эпох можно судить о том, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись (портреты П.Ф. Соколова, В.И. Гау, Л.Д. Крюкова и др.). Одновременно по портретам этого времени мы можем изучать модные наряды – платья и шляпки, любоваться подробно выписанными деталями – бархатом, кружевами, мехами, драгоценностями. В середине XIX века получает развитие провинциальный портрет, героинями которого становятся купчихи, мещанки, чиновницы. Во второй половине XIX века художники-передвижники создают нравственный идеал эпохи в образе женщины-труженицы (Н.А. Ярошенко «Портрет девушки», В.Е. Маковский «Крестьянка с коровой» и др.).

Для искусства начала XX века характерны новые интерпретации женского образа. Символисты обращаются к прошлому (Л.В. Куклин «Дама в саду», «Портрет женщины в черной шляпе», А.А. Репин «Двойной портрет» и др.), модернисты ищут для себя идеалы в будущем (Н.В. Синезубов «У зеркала»). Авангардное решение темы выражено в произведениях «Женщина» А.М. Родченко, «Две фигуры» В.Ф Степановой. В XX веке наряду с традиционными для женщины миссиями матери, жены, хозяйки дома возникают новые женские социальные роли. Героиня изображается прежде всего, как активный участник общественной и производственной жизни (К.Н. Редько «Портрет Тани Завадской», С.С. Двинин «Портрет депутата Верховного Совета РСФСР А.И. Мошкиной», П.П. Оссовский «Сибирячка»), спортсменка (С.М. Луппов «Спорт»), студентка (К.М. Максимов «Студентка»), яркая творческая личность (М.А. Врубель «Портрет М.В. Якунчиковой», Б.А. Мессерер «Балерина № 6», А.М. Широков «Портрет Инны Широковой»). Образ женщины за столетия искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.

Как бы ни менялись общественные взгляды, источником вдохновения во все времена оставался женский образ в его традиционном предназначении: возлюбленной, верной спутницы жизни, хранительницы домашнего очага и семейных ценностей, заботливой воспитательницы и наставницы детей.

Выставка работает с 22 ноября 2014 по февраль 2015

Место: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Похожие материалы по теме

4 лекции ноября

Представляем подборку интересных лекций, которые пройдут в ноябре.

20 гастрольных концерта ноября

Практически все дни концертных залов расписаны, слушателям остается выбирать мероприятия по душе.

ТОП-8 кинопремьер ноября

Редакция ikirov.ru составила подборку самых ожидаемых кинолент этого месяца.