Шить одежду помогают буйная фантазия и желание

По настоящему эксклюзивные вещи вам может сшить только человек, который видит в шитье, в первую очередь, искусство и возможность самовыразиться.

Хотя, конечно, процесс создания одежды, хоть в условиях массового производства, хоть в случае единичного изделия под заказ, проходит несколько обязательных этапов. Сначала создаются модели одежды, рисуется картинка, каким бы мастеру и заказчику хотелось видеть готовое изделие. На этом этапе становится понятно, жизнеспособна ли модель, каких материалов для своего изготовления, какой отделки, стоит ли что-то добавить или убрать.

На следующем этапе идет разработка конструкции лекал, по которым эта самая модель будет шиться. На этом этапе снова проходит некоторая переработка изначальной идеи, когда на практике становится понятно, можно ли что-то упростить в конструкции или сделать иначе. По готовым лекалам из материала выкраиваются детали и начинается, пожалуй, наименее творческий этап в процессе создания одежды — шитье. А потом уже готовое изделие можно и приукрасить.

Конечно, каждый мастер выбирает тот распорядок рабочего процесса, который удобен именно ему. Но вот тут-то придется определиться, расставить приоритеты. Если цель мастера — сшить как можно больше вещей за приятную для кармана сумму, то тут уж не до капризов творческого человека, придется работать, хочешь ты того или нет. Да и, по большей части, свои собственные идеи воплотить будет мало шансов.

Гораздо проще, в определенном смысле, приходится тем, для кого шитье — это хобби. Тут есть и свободное время для того, чтобы как следует подумать над идеей, и работать можно в любом приемлемом темпе, да и в идеях и материалах никто мастера не ограничивает. Конечно, даже эти люди шьют на заказ, но, все же, в плане самовыражения «свободным художником» быть приятнее.

«Банальщину шить не интересно. Если и шить, то что-то оригинальное»

На самом деле, людей, способных сшить себе и близким какой-нибудь элемент одежды, довольно много. Некоторые из них, в свое время, получили швейное образование. А некоторым пришлось учиться самостоятельно, методом проб и ошибок, переделывая раз за разом, пока не получалось то, что нужно.

В этот раз мы поговорим как раз с таким человеком, у которого нет швейного образования. Но это не мешает ему создавать уникальные вещи в единственном экземпляре. Более того, наш сегодняшний герой — мужчина, Сергей Запольских (hAamor), для которого шитье стало хобби и одним из направлений творчества.

-Почему Вы решили начать шить?

Потому что практически нет нормальной одежды, которая мне нравится, которая соответствует моим требованиям. Очень тяжело ее найти. Но если хочешь сделать что-то хорошее, сделай это сам.

-Образования швейного у Вас нет. Как приходилось учиться?

Сначала перешивал старую одежду, смотрел, как она сделана. Примерно разбираешь схему, представляешь себе, как должно быть. Ну и все равно, видимо, есть какие-то инженерные задатки, от деда передались. Ну, а потом уже сам начал шить с нуля.

-А какие вещи Вы можете сшить? Есть какие-то ограничения по возможностям?

Интересный вопрос. Да, по-моему, нет. Понятно, банальщину шить не интересно, если и шить, то что-то оригинальное. Иногда люди спрашивают: «Можешь ли ты косуху сшить?» или еще что-то классическое. Понятно, я не буду за такое браться, потому что такие вещи, в принципе, любой мастер, любая швея запросто сделает на заказ. А мне хочется делать что-то свое, оригинальное. Так сказать, эксклюзив.

-Откуда черпаете вдохновение для создания этих эксклюзивных вещей?

Фильмы, картинки и фотографии в интернете, еще раз фильмы. В книгах, бывает, что-то можно почерпнуть. В принципе, все. Это основные источники. Может, и еще откуда-то идеи возникают, но фильмы, интернет и книги — три основных источника вдохновения.

-Какова концепция Вашего творчества? Какая тематика привлекает?

Скажем так, основное направление — постапокалипсис. Понятно, что не только это. Иногда делаю вещи, которые этой концепции не соответствуют. Например, сейчас шью игрушку мягкую. Это совсем не постапокалипсис.

-Чаще в шитье Вы свои идеи воплощаете, или же больше работаете по заказам?

Люди, конечно, заказывают. Но не так, как в ателье: приносит картинку и говорит, что ему надо точно такую же вещь. Ко мне приходит человек, говорит, что ему надо такую-то вещь, куртку, например, или корсет. Обговариваем цвет, основные элементы. Например, надо делать украшения или не надо, шнуровка спереди или сзади будет. Но конечный результат заказчику не известен.

Моя задача состоит в том, чтобы продумать эту вещь и сделать ее так, чтобы заказчик, когда ее увидит, как минимум до потолка прыгал от радости ну или просто был бы очень доволен. Чтобы ожидания заказчика были оправданы и в чем-то даже предвосхищены.

-А что для Вас важнее в готовой вещи: внешняя оригинальность или надежность и долговечность?

Ну, если шью для себя, то понятно, прежде всего важна прочность, долговечность, ну и, соответственно, какие-то минимальные элементы декора, чтобы вещь не была простой, серой и невзрачной. Если шью для кого-то, то прочность, конечно, тоже очень важна, но уже без такого фанатизма, как, например, я делаю это для себя. Ну и больше разного декора, если нет иных пожеланий.

Шнуровки, декор, застежки — большая часть этих элементов придумана уже давно. Можно найти, запомнить, скомбинировать друг с другом. Взять, допустим, один элемент с вещи, которую увидел на фотографии, другой элемент — из фильма. Так вот комбинируешь, и получается уже что-то новое, свое. Ну и еще следует учитывать, что у каждого художника свой почерк. В шитье то же самое. Плюс еще бывает, что изначально ты какую-то вещь не задумываешь, но когда начинаешь делать, появляется ощущение, что кто-то тобой управляет, кто-то тебя ведет.

Бывает такое, был один случай, делал рукав и что-то задумался, начал резать уже по осевой. Потом опомнился «ё-моё, что я наделал!», рукав запорол, теперь его придется разрезать по осевой, снова сшивать, второй рукав так же. В общем, наделал себе лишней работы. А потом посмотрел: оказывается, я прорезал всего до локтя, ну и сделал вырез, вкладку, поставил шнуровку. И вместо обычного рукава получился рукав со шнуровкой по манжетам. Появился какой-то элемент декора, можно сказать случайно.

Такие моменты тоже нередки. Так что, учитывая все эти комбинации элементов, почерк, плюс эти непредсказуемые факторы, и получается готовая уникальная вещь.

-С какими материалами работаете и чему отдаете предпочтение?

Мне нравятся плотные материалы, которые хорошо держат форму и так далее. Прежде всего это кожа, ну и сейчас начинаю уже переходить на ткань: толстое сукно, х/б, из которой шьют военную форму. Сейчас уже появляются какие-то рабочие хитрости. Например, я шил рубаху из сатина. Сатин — ткань, сама по себе, довольно мягкая. Но она хорошо электризуется, то есть можно два листа меж собой натереть, они за счет статики склеиваются, а потом можно проклеить края и начинать прошивать. Ткань уже становится плотнее. В общем, есть много разных моментов, нюансов, хитростей. Все это постепенно осознается и начинает применяться.

А вот с тонкими тканями, наподобие тех, из которых, например, шьют платья женские, мне работать трудно, потому что я шью на руках, машинки у меня нет. Такие ткани я обычно не использую, но, учитывая направление моего творчества, они и не особо для меня применимы.

Но я не только с кожей и тканью работаю. Металл так же, всякие подкладки пластиковые, текстолитовые, много разных материалов в работе пригождается. Все, что видишь, даже элементарно — жалюзи для окон, у них внизу идут пластиковые утяжелители, которые потом начинают выпадать еще. Вот этот пластик хорошо идет на подклад, можно сделать что-то вроде легкого бронежилета. Список материалов не завершен, каждый раз что-то новое узнаешь, что-то новое используешь. То есть нарабатываем опыт, нарабатываем базу, нарабатываем список материалов. Нет предела совершенству.

-А все ли материалы легко у нас в городе достать?

Материал подходящий у нас в городе достать очень сложно. Потому что у нас нет подходящей фурнитуры, которая соответствует моим требованиям по качеству. Поэтому, чаще всего, приходится использовать альтернативу. Например, эти же карабины я в швейных магазинах не покупаю уже, потому что они сделаны из хрупкого материала, ломаются. Покупаю в строительном магазине. То же касается различных полуколец. Доходит до того, что иногда в заброшенных домах, где я периодически брожу, находишь старую советскую сумку или еще какую-то вещь и начинаешь ножом с нее срезать полукольца, потому что они действительно прочные, не то что сейчас продают. В основном стараюсь использовать альтернативные материалы. Но, если, конечно, есть в швейных магазинах то, что мне нужно, или то, что мне подходит, использую эти, предназначенные непосредственно для шитья материалы.

-Максимально сколько времени уходило на какую-нибудь вещь?

Ну вот кольчугу я плел 4 года. Сначала не было подходящей проволоки, потом проволоки было много, и я довольно быстро кольчугу завершил. Некоторые плащи шьются по полгода, некоторые по году. Есть и вещи, которые делаются быстро. То есть, если есть свободное время — делаю, есть материал — делаю, если нет — то работа затягивается на неопределенный срок. Шитье для меня — хобби, а не основной источник дохода.

-А есть ли среди вещей, над которыми приходилось работать, что-то такое, что запомнилось больше всего? Или работать над чем-то было интересней всего?

Ну вот наверно та мягкая игрушка, с которой я сейчас работаю, запомнится надолго. Но я считаю, что есть какие-то свои шаги, ступени, которые я постепенно для себя отмечаю. Первая ступень была перешиванием, переделками вещей. Вторая ступень — это первый сшитый «с нуля» плащ, по моей собственной выкройке. Потом начал делать какие-то женские вещи, корсеты и прочее, это уже следующая ступень.

Ну и со временем все усложняется, улучшается, строчка ровнее становится, вещь уже становится похожа не на какой-то самопал, а выглядит довольно цивильно, смотрится дорого, так сказать.

-Какими качествами должен обладать человек, который хочет шить такие эксклюзивные вещи?

Буйной фантазией и желанием шить. И все, по сути. Инженерные навыки пригодятся. Нет, если у человека есть швейное образование, это очень облегчает задачу, потому что до некоторых моментов мне, например, приходится доходить самому и довольно долго, а в образовательном учреждении тебе это сразу скажут во время обучения.

Например, ту же пройму я делал так, потом по-другому, потом еще как-то. И только раз на десятый у меня вышло то, что нужно. А в образовательном учреждении тебе сразу скажут, например, вот пройма рубашечная — до 12 сантиметров, а плащевая, например — больше. Но есть, конечно, знакомые люди, которые сами шьют, идет небольшой обмен опытом. Мне что-то дельное подскажут, я что-то дельное подскажу, ну и так, в процессе что-то узнаешь.

Очень часто звучит мысль «когда хобби становится источником заработка — удовольствие от него пропадает». Остается лишь позавидовать и искренне пожелать удачи тем, кто умеет совмещать творчество и деньги, без ущерба своему саморазвитию.

Фото: все фото для материала предоставлены Сергеем Запольских.

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?