Вятские мастера капокорешкового промысла

На протяжении многих столетий вятские мастера занимались обработкой дерева, и неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу.  

На протяжении многих столетий вятские мастера занимались обработкой дерева, и неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу.

Кап, или нарост на дереве – это поистине удивительный материал. Его еще называют лесным порфиром или же деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях нашей страны до сих пор хранятся прекрасные образцы посуды, изготовленной из капокорня. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли "репчатой". Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Одновременно со словом "кап" на Вятке употреблялось еще одно название – "валун". Как правило, кап встречается чаще всего на таких деревьях, как дуб, грецкий орех, черная ольха, осина, но чаще - на березе. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной.

Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем.

В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.

Талантливейшие мастера

Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из города Слободского Григорий Макаров, который жил в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал прекрасные шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций в стиле классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров.

Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа.

В XIX веке вятские мастера старались беречь кап, редко делают вещи из него, всё чаще лишь оклеивают деревянные изделия тонкими каповыми пластинками. Но и такая работа достаточно сложна, поэтому стоимость таких изделий держалась на уровне стоимости цельных каповых вещиц. Наряду с табакерками и шкатулками разных форм и размеров, мастера делают для богатых модниц баульчики, а также посуду, но уже не ковши, не чаши, а изысканные и изящные вазочки и сахарницы в господские дома.

В 1924 году в Вятке появилась первая артель "Экспорт", в состав которой вошли 11 мастеров. Приблизительно в то же время в городе Халтурине была создана артель "МЮД" ("Международный юношеский день"), в которую объединились 100 талантливых мастеров. Немало оставалось и мастеров, которые работали в одиночку, – около 300 человек. Работали они в деревнях Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари. Более половины всех изготовленных предметов и изделий из капа шло на экспорт, причем по большей части - в Великобританию.

В 1943 году в селе Лопатовском была создана новая артель каповщиков "Идеал" с учебной мастерской при ней. Именно из этой мастерской вышли такие выдающиеся мастера изделий из капокорня, как Вениамин Мамаев, Герман Першин, Василий Злобин.

Этот народный промысел до сих не увядает, его продолжают развивать уже современные мастера, которые не только пользуются опытом своих предков, но и стараются найти свои стили, свои методы работы с этим материалом. Так, к примеру, в 2009 году статус мастера народных художественных промыслов Кировской области получил Борис Павлович Воробьев.

Источники фото: sdelanounas.ru, nhpko.ru, tornado-84.livejournal.com

Похожие материалы по теме

4 лекции ноября

Представляем подборку интересных лекций, которые пройдут в ноябре.