Гипсовые сувениры — под силу каждому

Каждому человеку, хоть когда-нибудь лепившему фигурки из пластилина или глины, приходила в голову мысль сделать что-нибудь подобное и из гипса.

Тем более, что гипс — материал очень благодатный и какой-то теплый, приятный на ощупь. Не удивительно, что изготовление гипсовых статуэток, сувениров, бюстиков и даже скульптур остается очень популярным и по сей день.

Гипсовые статуэтки — занятие для детей и лишний хлам в доме? А вот тут горячиться не надо. При правильном подходе и должном уровне мастерства изделия из гипса могут буквально преобразить ваш дом, внести изюминку в интерьер, выделить ваше жилище на фоне других квартир. Да и кому не хочется, чтобы делом ваших рук восхищались друзья?

Почему именно гипс, а не другие материалы? Он недорог, его просто замешать, не требуются никакие специальные растворители, у него нет неприятного химического запаха. А еще гипс очень прост в работе и позволяет воплотить практически любые задумки.

«Работа с гипсом — очень простой технологически процесс, который под силу даже ребенку»

Лучше всего о работе с гипсом может рассказать человек, который занимается этим более 20 лет. О том, что нужно, чтобы сделать сувенир из гипса, мы поговорили с Натальей Марьиной, директором ООО «Вятская художественная мастерская».

-Как давно Вы занимаетесь гипсовыми сувенирами и почему выбрали в качестве специализации именно их? Чем вам нравится этот материал?

Моей компании в сентябре исполнилось 22 года. Начинали мы работу в 1991 году. Тогда, на самом деле, никто ничего не выбирал и не понимал. В нашей стране происходил какой-то перелом, поэтому не было такого, чтобы я целенаправленно выбирала направление своей деятельности.

Я как раз только закончила обучение в художественном училище города Загорска, ныне Сергиев Посад. Времена тогда очень сложные были. Я просто рисовала, продавала свои изделия. Тогда появились первые контакты с иностранцами. Все образовалось немного случайно, можно так сказать. Я просто приняла ту действительность, ту возможность, которая появилась. Был страшный дефицит товаров, стали потихоньку разваливаться большие предприятия. На рынок вышло кооперативное движение. Стали выдавать патенты. И вот так все потихоньку началось.

Сначала я рисовала, работала с американским консульством в Санкт-Петербурге. У нас было порядка четырех художников тогда, небольшая такая команда. Мы создавали изделия поименно, скажем так, для дипломатов. Рынок рождал предложение, и мы пытались его как-то трансформировать под свое производство.

Гипс, этот материал, вошел в нашу работу плавно. Как художник, я понимала, что это за материал, это один из немногих материалов, который полностью реализует фантазию создателя. Гипс очень точно принимает форму требуемого объекта. Получается именно то, что изначально задумал скульптор или художник. Материал очень податливый, благодатный и благодарный. И, в принципе, не очень дорогой. Мне понравилось с гипсом работать, хотя я и не оставляла работу с кожей и деревом. Сейчас, за столько лет, появилось много других материалов и технологий, но гипс никуда не делся.

-Нужно ли для того, чтобы создавать сувениры из гипса, какое-то художественное образование?

Да, конечно. Работа с гипсом, как и любой процесс создания чего либо, в первую очередь подразумевает, наверно, наличие академического образования, чтобы обязательно были основы. Я только за образование. Хотя я не исключаю самородков, но это не так часто встречающееся явление, на самом деле. В основном, конечно, обязательно нужно образование, чтобы разбираться и в цветоведении, и в форме, и в композиции. Если есть возможность, художественное образование лучше получить.

-Какой гипс нужен для изготовления сувениров?

Гипс, конечно, лучше выбирать скульптурный. Есть хорошие, качественные, дорогие марки. К сожалению, в наш город их в достаточном количестве не поставляют, поэтому приходится заказывать через крупные города. Скульптурный гипс позволяет полностью воплотить то, что задумано.

Выбор гипса зависит от того, какие вы ставите перед собой цели. Для производства гипса нужно много, и нужно, чтобы он был хорошего качества. Поэтому мы заказываем скульптурный гипс в Москве. Если гипсовые скульптуры — это какое-то хобби, то можно воспользоваться, в принципе, строительным гипсом, который продается в строительных магазинах. Но это уже не для коммерческих целей.

-Как создается заготовка для будущей фигурки?

У нас любой проект, который будет работать несколько лет, создает один, или, чаще, группа художников. Мы устраиваем «мозговой штурм», особенно на коллекцию по символу года. Сейчас мы делаем коллекцию к году лошади, вернее, она уже в производстве, а создана была уже давно. Потом рисуются эскизы, обсуждаются. Стараемся подходить к идее оригинально и с юмором.

Если это животное, мы пытаемся понять его изнутри, что оно любит, какие у него «оппоненты», то есть, с кем оно может «не дружить» в обычной, реальной жизни. А в сувенире мы часто изображаем их вместе, в дружеской обстановке. Мышь и слон, например, кошка и мышка. Но у лошадей мы врагов не нашли, поэтому сувенирным лошадкам мы просто дали разные формы, смешные, прикольные. Постарались понять психологию животного.

Когда отрисованы эскизы, художник начинает набирать эту форму из пластилина. Изготовление формы - это довольно длинный технологически процесс. После того, как изделие готово в пластилине, следует несколько операций для того, чтобы сделать по заготовке твердую модель, потом формы, ну и размножение форм для будущего производства. На это уходит, практически, полгода. А потом фигурка идет в производство и начинает массово выпускаться.

Есть сувениры, которые выпускаются много лет, востребованы, которые удачно, в свое время, были придуманы. Есть сувениры, которые несколько лет выпускаются, а потом уходят из ассортимента по причине морального устаревания.

-Сможет ли человек изготовить форму для фигурки самостоятельно, в домашних условиях?

Конечно, форму изготовить можно. Более того, готовую форму вряд ли можно где-то приобрести, потому что это такое hand-made производство. Несмотря на то, как развились технологии за последнее время, сувениры — это всегда ручная работа, от начала и до конца. Я вообще думаю, что у промыслов и подобных производств исключительно ручная работа будет присутствовать еще много лет. Для изготовления формы просто надо купить специальные материалы и сделать ее по слепку, как это было описано ранее. Информацию о необходимых материалах можно легко найти в интернете.

-Откуда вы черпаете вдохновение? Есть ли какая-то фирменная фигурка, по которой вас узнают?

У нас есть, скорее, не фирменная фигурка, а свой узнаваемый стиль. Например, наши сувениры отличаются яркостью красок, использованием позолоты и золотого тиснения. Ну и сами образы. У нас выработался свой почерк, по которому нас узнают где бы то ни было.

Ну а вдохновение... Во-первых, конечно, мы ищем некоторые проекты, согласно требованиям сегодняшнего времени. Например, те же новогодние коллекции. Ориентируемся и на местный рынок, например, на дымковские мотивы. А вообще, очень трудно сказать, откуда мы черпаем вдохновение. Наверно, оно само к нам приходит.

Лично я часто вдохновляюсь от путешествий, я довольно много путешествую, много вижу. Когда я в первый раз нырнула в Красном море глубоко и увидела шикарных рыб, это очень меня впечатлило. Первое, что мне пришло в голову — это сделать коллекцию рыб. Таких случаев много, вдохновение приходит просто из окружающей среды.

-Чем расписывают гипсовые сувениры? Нужно ли потом как-то закреплять краску?

Мы пользуемся очень хорошими, качественными итальянскими красками. Очень довольны продукцией этой фирмы и надеемся, что с рынка они не уйдут. Краска на водной основе, акрил. У нас все на водной воде, и лаки и краски. У нас нет химических растворителей, наполнителей. По большому счету, после акрила фигурку лаком можно и не крыть, потому что акрил не отмокает и не пачкается, но мы делаем это, хотя бы для дополнительной прочности изделия.

Чем отличается акрил и лак на водной основе от других? После того, как эта краска или лак высыхают, они уже больше никак не реагируют на воду. Поэтому, сувениры можно и влажной тряпочкой протирать, и помыть даже.

-Можете ли поделиться какими-то профессиональными секретами, может быть, тонкостями работы, о которых новичок узнает не сразу?

Я даже не знаю. Дело в том, что ручная работа настолько очевидна, что, вот я, например, если вижу какую-то вещь ручной работы, я уже могу предположить, как она была сделана. Во всяком случае, если это в сфере моих интересов и специализации. Сейчас очень много информации в интернете, абсолютно обо всех видах творчества. Любой новичок может поискать эту информацию, сходить на какие-то курсы по рукоделию. Там-то и можно узнать много интересных и полезных советов.

Сама технология изготовления фигурки очень простая. Если человек достаточно талантлив, креативен, то у него все получится. Работа с гипсом — очень простой технологически процесс, который под силу даже ребенку. Нужно только желание, немножко способностей, а если человек планирует этим заниматься профессионально, то немножко образования и понимания конъюнктуры рынка.

Пожелание для тех, кого заинтересовала работа с гипсом, звучит как и всегда: побольше энтузиазма, чуточку терпения и неограниченно — желания творить и узнавать новое. И тогда любой материал, в том числе и гипс, будет Вам под силу.

Контакты

"Вятская художественная мастерская"

Тел.: (8332) 35-30-97.

Моб.: (8332) 46-99-56.

E-mail: vhm-kirov@mail.ru

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?