Нам любые дороги дороги. Лишь бы были

Каждая дорога в Кировской области ремонтируется раз в 135 лет. Это все, что можно сделать за счет тех средств, которые выделяются на содержание и реконструкцию дорожного полотна.

Об этом заявил заместитель председателя правительства области Денис Гродецкий на пресс-конференции, посвященной самой острой проблеме региона. По его словам, нынешнее состояние дорожного фонда – результат недостаточного финансирования, которое в последние десять лет было сведено до самого минимума – то есть до предела, за которым понятие дороги просто перестает существовать.

Асфальт съела зима

По словам Гродецкого, до 1996 года объемов финансирования ремонтных работ хватало, конечно, не на создание в области идеальных дорог, но хотя бы на поддержание имеющихся в более-менее приличном состоянии. Однако уже в 96-м размер дорожного фонда позволил отремонтировать всего 180 километров асфальтового полотна. И это при том, что общая протяженность дорог в Кировской области превышает 9,6 тысяч километров, из них 5,5 тысяч – с твердым покрытием. В течение последующего десятилетия ситуация с финансированием оставалась столь же плачевной, а о 18-летнем межремонтном периоде, предусмотренном правилами эксплуатации асфальтовых дорог, приходилось (да и до сих пор приходится) только мечтать.

Не добавила позитива и нынешняя аномально теплая зима. Самое сложное для дорог время обычно приходится на середину апреля – конец мая, когда температура воздуха "скачет" с минуса на плюс и обратно. В итоге в асфальте появляются трещины, которые под воздействием то замерзающей, то тающей воды и давления проходящего транспорта быстро превращаются в ямы. Поэтому осенью и весной часть дорог закрывается для движения тяжелого транспорта. Это помогает уберечь полотно от дополнительных разрушительных воздействий.

С осени 2006-го Кировской области пришлось пережить опасный период 19 раз – настолько часто заморозки и оттепели сменяли друг друга. Естественно, перекрывать дороги при каждом зимнем потеплении невозможно. Интенсивное движение транспорта довершило начатое погодой, и сейчас в области трудно найти дорогу с ровным полотном – даже на тех участках, где ремонтные работы проводились прошлым летом. Впрочем, наша область в своей беде не уникальна – от нетипичной зимы пострадал не один регион России.

2 миллиарда – много или мало?

В 2007 году размеры финансирования увеличились более чем на четверть по сравнению с прошлым годом. Общий объем дорожного фонда региона составил 2 млрд 61 млн рублей, более половины из них – 1,1 млрд –рублей выделил областной бюджет. 640 млн будут потрачены на содержание дорог, то есть на мероприятия профилактического характера. На ремонт, затрагивающий верхний слой покрытия, планируется израсходовать 365 млн рублей. Еще 132 миллиона пойдут на реконструкцию особо проблемных участков дорог, включающую полную замену асфальта и так называемой "подушки" (нижнего слоя дорожного покрытия).

Отдельный вопрос – ремонт старого кировского моста через Вятку. Эти работы могут осуществляться только за счет целевых бюджетных средств. Однако сейчас областное правительство ищет варианты финансирования, которые позволили бы привести мост в надлежащее состояние.

Значительная доля областного дорожного фонда сформирована из средств федерального бюджета, выделившего 760 млн рублей на завершение строительства моста в Вятских Полянах. Еще 160 миллионов, пришедших из Москвы, будут израсходованы на муниципальные и межмуниципальные дороги (кстати, в прошлом году эта цифра была значительно меньше и составляла всего 26 млн).

Атлас ремонта дорог (проект, в котором прописаны все предполагаемые работы) занимает 19 страниц убористого текста. Радоваться этому или нет – непонятно, ведь солидный объем документа – это следствие выборочности ремонта. Область не может себе позволить восстановление трасс целиком, поэтому большую часть проекта занимает описание ремонтных работ на участках длиной по 2-3 километра. В общей сложности планируется отремонтировать около 100 километров дорожного полотна. При этом сам Гродецкий считает, что срочного ремонта сегодня требуют как минимум 320 километров кировских дорог. Основные работы пройдут на направлениях Белая Холуница – Кирс, Киров – Котлас – Опарино – Пинюг и в Вятскополянском районе.

Что касается самой "непроходимой" трассы Киров – Котельнич, то она относится к федеральным (кроме нее, такой статус имеет еще дорога на Сыктывкар) и находится в ведении федерального управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона. На ее ремонт центр выделяет 296 млн рублей, которые позволят отремонтировать 25,6 километров полотна. Однако, по подсчетам зампредседателя правительства, нужно в три раза больше средств, чтобы котельничская трасса перестала напоминать фронтовой путь.

Плюс 350

25 мая депутат Госдумы Владимир Климов огласил приятную новость: этим летом Киров получит от федералов дополнительно 352 млн рублей. Тема восстановления дорог в регионах России обсуждалась на самом высоком уровне, но изначально планировалось, что дотации получат только города с населением не менее 500 тысяч жителей. При таком раскладе Киров с его 485 тысячами оставался за бортом федеральной программы. Тем не менее, окончательное решение оказалось более справедливым, и финансовую помощь получат еще несколько городов, чье население немного не дотягивает до первоначально установленной планки.

Деньги поступят в область только в конце августа – начале сентября, а освоить их нужно до конца года. Сейчас перед местными властями стоит задача правильно распределить федеральные средства – так, чтобы они не оказались закатанными в тонкий слой асфальта, который исчезнет следующей же весной.

mediacratia.ru

Похожие материалы по теме

22 концерта сентября

Практически все дни концертных залов расписаны, слушателям остается выбирать мероприятия по душе.