Нить за нитью, узелок за узелком

Кружевоплетение стало известно на Руси еще с конца XVII века. С тех пор интерес к этому виду рукоделия не ослабевает и даже больше — растет.

На данный момент существует несколько крупных центров плетения кружева. И в каждом — свои особенности. Например, рисунок вологодского кружева состоит из стилизованных растительных мотивов, вписанных в орнамент, который четко выделяется на фоне воздушной кружевной решетки, плотная и прозрачная сетка создают уникальный ритмический узор.

В кировском кружеве используется сцепной способ плетения, который позволяет плести мелкие и крупные кружевные изделия. Но в кировском кружеве орнамент довольно сложный, нет четкого выделения узора на фоне решетки: они как бы сливаются, что делает кружево очень нарядным. Часто используемые мотивы — звездочки-розетки или трилистники. Встречаются символические изображения женских фигур и птиц в окружении растительного орнамента.

В елецком кружеве в равной степени используются парная и сцепная техника плетения.Елецкие кружева очень тонкие и изящные, с воздушными решетками и прозрачными растительными мотивами. Кружево плетут не только белое, но и других цветов, чаще из серых нитей. Известны елецкие косынки, которые мастерицы плетут с давних пор.

А михайловское мерное кружево обычно плетут без сколка, узор состоит из простых веерообразных мотивов, круглых розеток, фестонов и решеток. Особый шарм придает и сочетание различных цветов: красных, зеленых, синих, серых и черных тонов.

Балахнинское и белёвское кружево сохраняет традиции парной техники плетения. Это кружево довольно толстое, с обилием растительных мотивов и плотными решетками. Это кружево так же сохраняет классические орнаменты в плетении.

Каким бы ни было кружево, где бы оно ни было создано, его применение очень широко: в оформлении одежды, нижнего белья, в оформлении интерьера в качестве декоративных панно, скатертей, занавесок, постельного белья.

«Людям сейчас хочется чего-то хорошего, качественного, не одноразового»

Дело мастериц прошлых веков живет и по сей день. К счастью, находятся люди, которые помнят о народных традициях и промыслах, люди, которые поднимают, продвигают и адаптируют искусство кружевоплетения сейчас. Например, Студия Вятского кружева в Кирове. Руководитель студии Ольга Пляскина рассказала нам о том, каково живется сейчас мастерицам и насколько востребовано кружево в наши дни. Ну и, естественно, о том, какое место занимает кружевоплетение в ее жизни.

Ольга Пляскина, руководитель «Студии Вятского кружева»:

«Начать, наверно, надо с того, откуда вообще пошел импульс. Это было в 2002 году. Тогда в СМИ прошла информация, что Вячеслав Зайцев заказал в Советске коллекцию кружев, и у меня как «щелкнуло», что это отличная идея для бизнеса!

С этого все и началось. Признаюсь, что кружевоплетение не было моим увлечением. Сама я люблю рукоделие и при наличии времени и душевного порыва что-то делаю, но кружевоплетение изначально не было делом моей жизни, а сразу стало идеей для бизнеса. Я организовала несколько мастериц, потому что к тому времени фабрика в Советске уже не работала, дала объявление в газету, люди пришли, создался коллектив, и мы начали работать...

Естественно, со временем я начала постигать азы кружевоплетения. Во-первых, свой бизнес надо знать ОТ и ДО. Ответственный предприниматель должен разбираться не только в административных вопросах, но и в технологическом процессе. Я взяла несколько частных уроков у кировского преподавателя по кружеву. Постепенно я научилась кое-чему из кружевоплетения, но поскольку административные вопросы и создание сколков изделий занимают все остальное время, физически мне самой просто некогда плести.

В самом процессе создания кружева я занимаю нишу художника: то есть я создаю сколки. Наша студия специализируется на индивидуальных заказах, но у нас есть и серийные вещи, сколки которых остались еще со времен работы фабрики. Благодаря усилиям некоторых любителей и страстных поклонников кружева такие сколки остались, и мы по ним плетем. Но поскольку заказчицам хочется что-то именно на себя, то мы по их выкройкам составляем новые рисунки и плетем изделия индивидуального порядка. Когда сколок готов, я отправляю его мастерицам в работу.

Хочется немного рассказать о достижениях нашей студии. В 2005 году состоялся очередной конкурс кружевных изделий и изделий с применением кружева (с кружевными вставками) «Перезвон». Этот конкурс стал для меня своеобразным подтверждением того, что я на верном пути. В тот год в жюри были достаточно именитые дизайнеры, технологи, но самая яркая личность — Вячеслав Зайцев. Мы не заняли призовое место, но, так как наше изделие было выполнено профессионально и работа была достаточно объемной и трудоемкой (это была кружевная блуза целиком из кружева) - нам вручили диплом за подписью Вячеслава Зайцева, чем мы очень гордимся и дорожим.

Естественно, это достижение нас окрылило. В 2006 году я съездила с нашими изделиями во Францию, г.Нанси. Там в Экспоцентре России был отдан целый павильон, Россию представлял Санкт-Петербург. Организаторы пригласили нас как производителей изделий народных промыслов (отмечу, что В России не так много кружевных центров). Скажу, что мы достойно представили этот раздел народных промыслов, который, по сути, граничит с искусством. Не хочу обидеть другие промыслы, но кружевоплетением дано овладеть не каждому. Бывает, даже при большом желании и стремлении руки не делают так, как нужно. За участие в данном мероприятии от комитета по внешним связям г.Санкт-Петербурга в лице его председателя нашей студии была вручена Благодарность.

Следующую похвальную грамоту нам вручили также в 2006 году, а дальше уже как-то само пошло, и мы то и дело принимаем участие в разных творческих мероприятия. Есть конкурсы очень хорошие, известные, но мы туда не ездим, потому что это, по сути, не наш формат. Мы — студия. Это нечто «камерное». Поэтому ездим только на узкоспециализированные и не широко рекламируемые мероприятия.

По поводу востребованности продукции народных промыслов я могу сказать, что россияне уже «по горло сыты» ширпотребом и вернулись примерно на тот же уровень культурного образования, который был в Советском Союзе. В этом сегменте производство в стране было на очень высоком уровне, выпускалось очень много качественной, художественного уровня продукции. Но потом это все развалилось, мастера разошлись, да и людям было не до народных промыслов - обеспечить бы свое выживание.

Сейчас же у людей вполне нормальный доход, и им хочется чего-то действительно хорошего, не одноразового. Пусть вещь будет делаться месяц, два, иногда полгода, но чтобы потом этой вещью действительно хотелось обладать, носить, даже просто прикасаться. Чтобы вещь грела душу. И я скажу, что кружево сегодня востребовано по этим причинам.

Неуклонно, с каждым годом количество заказчиков растет. Но это еще объясняется и тем, что мы, например, реализуем большую часть продукции через интернет-магазин. Поскольку сейчас интернет-грамотность населения очень резко возросла, нас легко находят заказчики. Эти факторы сложились вместе (потребность в качественной продукции и расширение границ общения через СМИ) и дали свой потрясающий эффект.

Я не люблю говорить о своих планах на будущее. Планировать сложно, очень сложно. Во-первых, потому что наше производство полностью зависит от потребностей заказчиков, во-вторых, потому что мы живем в России, что тоже вносит свою непредсказуемость в развитие любого бизнеса. У нас нет даже производственного плана. Мы просто плывем по течению, пока удачно!».

И действительно, многочисленные примеры доказывают нам, что изделия народных промыслов все более востребованы в обществе. А это значит, что интерес к кружеву и кружевоплетению сохранится еще на долгое время.

Контактная информация:

"Вятское кружево"

(Студия кружева Ольги Пляскиной)

тел. (8332) 63-96-12, +7-909-135-50-78

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?