Что такое:: диверсификация бизнеса

Диверсификация – это маркетинговый ход, направленный на извлечение максимальной прибыли или для снижения финансовых рисков, предотвращение банкротства.

Диверсификация бизнеса предполагает изменение вида производимой продукции, расширение ассортимента, освоение новых производственных мощностей.

Плюсы и минусы

Диверсификация бизнеса делится на диверсификацию производства и на инвестирование денежных средств в разные активы. Диверсификация производства включает в себя расширение ассортимента, освоение новых видов производства и продукции, производимой фирмой. Инвестирование денежных средств подразумевает переведение средств в различные активы: ценные бумаги и материальные активы. У каждого из направлений есть свои плюсы и минусы.

Основное преимущество диверсификации в том, что она помогает предприятию выжить на продолжительное время. Так же у предприятия появляется возможность расширения ассортимента. Диверсификация обеспечивает финансовую синергию и эффективное использование избытка ресурсов.

Но к недостаткам можно отнести то, что диверсификация должна проводиться в значительных масштабах, иначе не принесет никакой пользы. У работников может не хватить знаний и опыта для этой процедуры, могут понадобиться существенные инвестиции в новые технологии, да и вообще, для достижения успеха и получения прибыли требуется определенное время.

Изыскиваем ресурсы

Перед тем, как приступать к диверсификации, необходимо грамотно оценить свои возможности и силы. У вас, скорее всего, не получится руководить всеми новыми проектами единолично, поэтому нужно определить свои приоритеты. Оставляйте под своим контролем тот проект, который кажется вам наиболее перспективным или близким сердцу, а руководство над другими проектами делегируйте другим исполнителям.

Помните, что, проводя диверсификацию, вы должны воплощать в жизнь новые идеи и направления, но они не должны подменять уже существующие, становясь их аналогами или полностью заменяя их. Но такое расширение потребует определенных ресурсов. Если нет каких-то свободных средств, есть вариант проведения диверсификации в кредит. Но делать это стоит только в том случае, если вы уверены в той сфере бизнеса, которую собираетесь осваивать. Но кредит, в любом случае – это риск, так что стоит взвесить свои возможности.

Стратегии диверсификации

Существует несколько стратегий диверсификации:

1. Проникновение в новые отрасли;

2. Родственная (связанная) диверсификация;

3. Неродственная (несвязанная) диверсификация;

4. Исключение и ликвидация компаний;

5. Перестройка, сокращение, реструктуризация корпорации;

6. Международная, мультинациональная, глобальная диверсификация.

1. Проникновение в новые отрасли

Проще всего купить компанию, которая занимается деятельностью в другой отрасли, потому что основная инфраструктура там уже имеется. Создание новой компании на базе старой – процесс гораздо более трудоемкий и требующий капиталовложений.

Можно создать совместное предприятие из нескольких независимых бизнесов, что позволит объединить ресурсы и опыт управления. Выгодно привлечь к этому иностранных партнеров, чтобы избавиться от зависимости от национальных и политических интересов.

2. Родственная (связанная) диверсификация

Этот тип диверсификации подходит для бизнесов со сходными производственными циклами и позволяет экономить на совместном использовании производственной базы, снижения издержек производства. Есть три подвида данной диверсификации: вертикальный, горизонтальный и конгломеративный. Вертикальный подвид подразумевает выпуск товаров, связанных с производимым ранее товаром в маркетинговом и технологическом плане. Горизонтальный подвид предполагает выпуск нового товара для существующих потребителей, но не связанного с уже существующим. Конгломеративный подвид требует выпуска таких товаров, которые не связаны с основной деятельностью компании и не присутствовали ранее на ее рынках сбыта.

3. Неродственная диверсификация

Эта стратегия диверсификации подразумевает выход на новые рынки, имея целью увеличить рыночную стоимость акций компании. Приобретаются различные компании, критерием отбора которых является их предполагаемая доходность, стратегическое соответствие роли не играет.

4. Исключение и ликвидация

Если компании корпорации не имеют стратегического соответствия с другими бизнесами, их просто продают, либо выделяют в отдельную, независимую в финансовом и управленческом отношении компанию. Ликвидация подразумевает прекращение деятельности убыточной компании. В безнадежной ситуации ликвидация предпочтительней, нежели банкротство, так как позволяет сосредоточить все свои силы на прибыльных бизнесах.

5. Перестройка, сокращение, реструктуризация корпорации

Такой тип диверсификации обычно используется, когда ухудшается финансовое положение корпорации. Перестройку используют для бизнесов, относящихся к финансово привлекательным отраслям, финансовые проблемы которых являются кратковременными. Сокращение используется для компаний, которые не особо влияют на общую прибыль корпорации, и их сокращение позволит сосредоточиться на наиболее прибыльных отраслях. Реструктуризация приводит к радикальной перестройке деятельности корпорации. Сужается область деятельности корпорации до небольшого числа наиболее привлекательных отраслей.

Диверсификация бизнеса – не всегда признак благополучия компании, когда приходит время расширить сферы деятельности. Иногда это признак финансовых проблем. Но, в любом случае, диверсификация необходима для улучшения финансового положения компании и, следовательно, разбираться в этом вопросе должен любой владелец бизнеса.

Похожие материалы по теме

22 концерта сентября

Практически все дни концертных залов расписаны, слушателям остается выбирать мероприятия по душе.