Что такое:: этапы формирования корпоративной культуры

Несмотря на то, что корпоративная культура существовала всегда, само понятие стало распространено не так давно. В компаниях времен СССР были свои элементы корпоративной культуры: доски почета, значки, грамоты за отличную работу и многое другое. Что такое корпоративная культура? Это комплекс важных положений, которые безоговорчно принимаются коллективом фирмы. В этих положениях находят отражение основные ценности компании, взгляды и позиции. Именно этапы формирования корпоративной культуры могут показать то, насколько серьезен процесс ее создания.

Несмотря на то, что корпоративная культура существовала всегда, само понятие стало распространено не так давно. В компаниях времен СССР были свои элементы корпоративной культуры: доски почета, значки, грамоты за отличную работу и многое другое. Что такое корпоративная культура? Это комплекс важных положений, которые безоговорчно принимаются коллективом фирмы. В этих положениях находят отражение основные ценности компании, взгляды и позиции. Именно этапы формирования корпоративной культуры могут показать то, насколько серьезен процесс ее создания.

Кстати, именно ценности организации находятся в основе корпоративной культуры, определяют стиль поведения сотрудников, отношения к клиентам и другие важные моменты. Ошибочно полагать, что корпоративная культура определяется только внешними деталями: фирменной одеждой, традициями, обрядами. На самом же деле, в этом понятии отражается сама организация со всеми ее принципами.

Начинает формироваться корпоративная культура обычно от лидеров, то есть от руководства компании. Именно руководство формулирует основные ценности своей организации, ведь это логично. Перед тем, как приступить к непосредственному процессу формирования корпоративной культуры, нужно оценить то, что уже есть в наличии, а также дать самому себе ответы на следующие вопросы:

- Как на сегодняшний день можно охарактеризовать корпоративную культуру организации?

- Какой должна быть культура компании, чтобы выполнялись главные цели: поддержка выработанной стратегии?

Зачастую особенности корпоративной культуры напрямую зависят от сферы деятельности фирмы. Так, к примеру, если компания занимается финансовой деятельностью, то четко описано поведение сотрудников, их внешний вид, требования к речи, отношение к клиентам и т.д. Все эти моменты в финансовой сфере более строгие.

Пожалуй, не стоит лишний раз напоминать о том, что формирование корпоративной культуры - это сложно и трудоемко, а главное - длительно. Сразу вряд ли что-то получится, ведь сотрудники должны принять, понять и осознать все положения корпоративной культуры, а также адаптироваться к ней, а на все это нужно немало времени. Да и без помощи и стимулирования со стороны руководства здесь не обойтись. 

Этапы формирования корпоративной культуры

Самые первые шаги на пути формирования культуры организации должны быть ориентированы, прежде всего, на формулирование миссии компании, определение базовых ценностей - именно на этом и строится весь принцип работы компании. На этом "фундаменте" в дальнейшем уже происходит определение норм, требований и стандартов относительно поведения, отношений, традиций и т.д. Корпоративная культура, как и любое другое явление, имеет жизненный цикл, а значит начальный и конечный этапы.

1. Зарождается корпоративная культура обычно непосредственно с момента появления новой организации. На первом этапе большую играет философия руководства, а также деятельность топ-менеджеров. Стоит быть готовыми к тому, что на первых порах принципы корпоративной культуры могут быть пассивно и даже иногда негативно восприняты. Это вполне нормально, ведь все новое обычно мы принимаем с особой осторожностью.

2. После того, как корпоративная культура зародилась, наступает этап стабилизации. Положения корпоративной культуры все больше и больше проникают в коллектив, который в свою очередь начинает к ним адаптироваться. Культура становится органичнее, гармонично вписывается в общую деятельность компании.

3. Это - кульминационный этап развития корпоративной культуры. Именно на этой стадии элементы культуры обобщаются, появляются традиции, мифы. Основной признак зрелости корпоративной культуры - когда культура становится не только внутрикорпоративной, но и перерастает в целую культуру бизнеса со своими принципами, нормами, требованиями и др. 

4. Соответственно, четвертый этап - гармоничные взаимоотношения между положениями корпоративной культуры и коллективом. Корпоративная культура становится одной из сильных сторон компании. Те организации, которые смогли выйти на высший уровень культуры бизнеса, имеют больше преимуществ и перспектив, в том числе это касается условий развития деятельности.

Корпоративная культура необходима организации потому, что она во многом упрощает и делает доступными процессы интеграции и внешней адаптации фирмы. Именно корпоративная культура является определяющей в формировании миссии, целей, стратегии компании.

Похожие материалы по теме

22 концерта сентября

Практически все дни концертных залов расписаны, слушателям остается выбирать мероприятия по душе.