Эффективные способы стимулирования работников

Если работник перестал справляться со своими обязанностями, проявлять инициативу, явно работает через силу, вовсе не обязательно, что ему надоело работать или он перестал соответствовать занимаемой должности. Скорее всего, работнику просто не хватает мотивации для того, чтобы работать с прежним энтузиазмом.

Но ладно — один работник. А если спустя рукава начинает работать целый отдел? Тут уже налицо явные внутрикорпоративные проблемы, надо срочно что-то предпринимать.

Правила эффективной мотивации

1. Подчиненные должны ощущать признание своего вклада в результаты работы. Значение может иметь буквально все: от неординарного обозначения должности до статуса представителя фирмы на важных переговорах. В общем, все, что как-то подчеркивает положение сотрудника в глазах окружающих. Но следует помнить, что лишение этого статуса по каким-либо причинам вызывает, обычно, очень бурные реакции.

2. Неожиданные, непредсказуемые, нерегулярные поощрения мотивируют сотрудников гораздо лучше, чем те, которые ожидаются по графику. Зачем ждать подведения итогов рабочего года, когда премию можно выдать сейчас?

3. Положительная мотивация результативней отрицательной.

4. Поощрение должно быть безотлагательным, реагировать незамедлительно на действия сотрудников. Тогда сотрудники поймут, что их достижения замечаются и ценятся, а еще лучше — ощутимо вознаграждаются. Чем больше будет временной интервал между выполненной работой и вознаграждением, тем меньше будет мотивационный эффект. Да и сами обещания поощрения должны всегда воплощаться в жизнь, а не оставаться лишь на словах руководителя.

Типовыми стимулами являются повышение в должности, расширение полномочий, предоставление доли экономического эффекта, устная благодарность в присутствии коллег, материальная премия, внеочередной оплачиваемый отпуск, гарантия сохранности рабочего места, оплата расходов на лечение или отдых.

Подробнее о методах стимуляции

1. Наказание как средство мотивации

Между наказаниями и поощрениями должна быть золотая середина. Одним «кнутом» многого не добиться, а только «пряник» «расслабляет» работников. Уровень наказания должен зависеть от целей воздействия. То есть, наказание должно использоваться не как кара за что-то, а как барьер, чтобы инцидент не повторился впредь. Наказание эффективно, когда оно ориентировано на оказание требуемого психологического воздействия на сотрудника и коллектив. Одновременно, наказание одного сотрудника поощряет других, которые работают в правильном направлении. При этом, наказание обязательно должно сопровождаться объяснением, за что и почему, да и вообще соответствовать проступку. Материальное наказание имеет место быть только в том случае, если компании нанесен реальный материальный ущерб, который можно измерить. Но чаще всего, достаточно бывает простого разговора начальника с подчиненным, чтобы решить все проблемы. А вообще, поощрения — гораздо лучший стимул к качественной работе.

2. Денежные выплаты за выполнение поставленных задач

Наиболее распространенный тип мотивации. Осуществляется, когда работник в силах соответствовать каким-то заранее установленным критериям, которые в каждой компании свои.

3. Доплата к заработной плате за здоровый образ жизни

Вознаграждения за активный, здоровый образ жизни, за отсутствие прогулов, в том числе и по болезни, вознаграждения сотрудникам, занимающимся спортом.

4. Специальные индивидуальные вознаграждения

Премии, выплачиваемые за владение навыками, востребованными в компании на данный момент.

5. Социальная политика организации

Социальная поддержка может выражаться в реализации льгот и гарантий в рамках социальной защиты работников и в предоставлении работникам и членам их семей дополнительных льгот. Чем больше предоставляемых услуг и льгот, тем выше заинтересованность работников в работе в организации. Это приводит к сокращению текучести кадров. Для содействия моральному и физическому комфорту работников имеет смысл ежемесячно инвестировать небольшие суммы на обеспечение возможностей отдыха. Например, на оборудование комнат для отдыха сотрудников. Частью социальной политики являются и корпоративные мероприятия. Их преимущества заключаются в обеспечении хорошего отдыха сотрудников компании. В разнообразных корпоративных праздниках возможно сплочение работников организации, развитие командного духа. Место проведения праздника особой роли не играет, успешность, в основном, зависит от программы праздника.

6. Совершенствование системы организации труда и управления

Улучшение координации и взаимодействия между сотрудниками организации, правильное распределение служебных обязанностей, совершенствование отношений между руководителем и подчиненным — это все способы повышения эффективности и мотивации труда.

7. Нематериальные стимулы, не касающиеся расходов работодателя

Если у организации ограничены материальные ресурсы стимулирования (например, в государственных организациях), есть смысл активно использовать нематериальные. Например, вознаграждения-признательности (грамоты, дипломы, переходящие звания), вознаграждения, связанные с высокой оценкой статуса сотрудника. Не надо думать, что нематериальные стимулы менее действенны, нежели материальные. Они, в первую очередь, поддерживают благоприятный психологический климат в коллективе, развивают систему управления конфликтами, формируют и развивают организационную культуру, формируют у сотрудников чувство справедливости. Внимание к проблемам сотрудников зачастую сказывается на работе лучше, чем финансовые поощрения.

Правильная мотивация работников — залог успешной работы компании. Не стоит пренебрегать этим.

Похожие материалы по теме

22 концерта сентября

Практически все дни концертных залов расписаны, слушателям остается выбирать мероприятия по душе.