Как сделать:: выявить способности и таланты

Чем раньше человек начнет работать над своими способностями и талантами, тем больше вероятность, что он достигнет больших успехов в той или иной сфере. Поэтому, лучше начинать с детства.

Основные понятия

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения какого-либо вида деятельности. Под способностями нельзя понимать только врожденные возможности человека, способности развиваются с момента рождения ребенка и могут проявиться несколько позднее.

Врожденные анатомические, психологические или физиологические особенности называют задатками. Задатки лежат в основе развития способностей. Задатки — это некие генетические особенности строения мозга, нервной системы или органов и организма в целом. Например, хорошая гибкость, быстрая реакция, удивительная память и наблюдательность. Важно как можно раньше выявить задатки, чтобы уже целенаправленно формировать на их основе способности.

Задатки проявляются в склонностях к тому или иному виду деятельности (специальные) или в повышенной любознательности ко всем сферам деятельности (общие). Склонность — это первый признак зарождающейся способности. Склонность обычно проявляется в стремлении заниматься какой-либо определенной деятельностью.

Какие бывают способности

Есть несколько направлений способностей, связанных с определенными сферами деятельности человека:

1. Интеллектуальная

2. Академических достижений

3. Творческого  мышления

4. Общения и лидерства

5. Художественной деятельности

6. Двигательная

Интеллектуальная сфера

Интеллектуальная сфера способностей определяется следующими чертами:

-наблюдательность

-разносторонняя любознательность

-исключительная память

-легкость обучения и интерес к процессу обучения

-эрудированность, не свойственная данному возрасту

-легкость изложения мыслей

«Гуманитарная» направленность интеллектуальной сферы:

-любимое занятие — чтение

-богатый активный словарный запас

-сохранение внимания на протяжении длительного времени

-слова, буквы, цифры, тексты легко и надолго запоминаются

-умение читать, не соответствующее возрасту

«Математическая» направленность интеллектуальной сферы:

-проявляет интерес к вычислениям и всякого рода измерению и упорядочиванию предметов

-легко понимает математические отношения

-легко воспринимает и запоминает математические символы

-умеет определять время по стрелочным часам и считать деньги (на фоне сверстников — необычно рано)

«Биологическая» направленность интеллектуальной сферы:

-внимательность к явлениям окружающей среды

-большой интерес и способности к классификации предметов и явлений

-задает вопросы о происхождении или функциях каких-либо предметов

-большой интерес к опытам и экспериментам

Сфера творческого мышления

Сфера творческого мышления определяется следующими чертами:

-пытливость и любознательность, способность уходить в любимое занятие «с головой»

-высокая продуктивность или интерес ко множеству разных вещей

-независимость от чужого мнения

-изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании подручных материалов

-часто выдает оригинальные идеи или находит нестандартные решения проблем

Сфера общения и лидерства

Сфера общения и лидерства определяется следующими чертами:

-легко приспособляется к новым ситуациям и непривычным условиям

-часто является лидеров в детских играх и занятиях

-не боится посторонних людей, сохраняет уверенность в общении с ними

-легко общается как с другими детьми, так и со взрослыми

-к ребенку часто обращаются за помощью и советом сверстники

Сфера художественной деятельности

Направленность на изобразительное искусство:

-большой интерес к визуальной информации

-много времени проводит за рисованием или лепкой

-художественный уровень заметно опережает типичный для возраста

-осознает композицию и построение рисунка

-подсознательно или осознанно строит правильную композицию, умело подбирает цвета и хорошо сочетает их

Музыкальная направленность:

-интерес к музыкальным занятиям

-реакция на характер и настроение музыки

-удается легко повторить короткие ритмические куски, угадывать мелодии по нескольким звукам

-подпевает любимым песням

Двигательная сфера

Двигательная сфера определяется следующими чертами:

-интерес к деятельности, требующей точной моторики

-подвижность

-широкий диапазон движения (от медленного и плавного до быстрого и резкого)

-легко удерживает равновесие

-исключительное физическое развитие для своего возраста, хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Опираясь на эти признаки, можно выявить способности и таланты ребенка и начать своевременно развивать их.

Похожие материалы по теме

4 лекции ноября

Представляем подборку интересных лекций, которые пройдут в ноябре.