Как сделать:: развить память

Всем нам с детства знакомы мозаика, пазлы, головоломки, когда из множества маленьких кусочков нужно сложить одну картинку. Только представьте, что наш мозг представляет собой нечто подобное: головоломку из нескольких кусочков. Если потеряется один, то не сложится целая картина, которая называется память. Многие задаются вопросом: как же развить память, как сделать так, чтобы эффективно использовалась большая часть мозговых резервов?

Всем нам с детства знакомы мозаика, пазлы, головоломки, когда из множества маленьких кусочков нужно сложить одну картинку. Только представьте, что наш мозг представляет собой нечто подобное: головоломку из нескольких кусочков. Если потеряется один, то не сложится целая картина, которая называется память. Многие задаются вопросом: как же развить память, как сделать так, чтобы эффективно использовалась большая часть мозговых резервов?

Какой может быть память?

Вообще существует три разновидности: слуховая, моторная и зрительная. Зрительная память сохраняет то, что мы увидели своими глазами и, соответственно, запомнили. Слуховая ответственна за звуковые ощущения, а вот, что касается моторной памяти, то она особая. Наш организм запоминает практически все процессы, которые мы совершали в своей жизни. Так, например, мы все учились ходить, говорить, писать, читать.

Способы развития памяти

Тренируем внимание. Когда мы внимательны, мы многое замечаем и запоминаем. Однако не всегда эти воспоминания хранятся в нашей голове долгое время. Чтобы увеличить так называемый "срок хранения" информации, нужно тренироваться. К примеру, прогуливаясь по улице, замечайте какие-либо детали и считайте: дома с красными крышами, зеленые автомобили и т.д. Кстати, очень полезными могут оказаться и игры в поиски отличий между двумя почти одинаковыми картинками. Мозг в этом случае сосредоточивается на мелочах и активно работает. 

Сочетание разных видов памяти. Очень эффективной будет тренировка памяти, если Вы используете, например, сразу несколько видов: моторную и слуховую, моторную и зрительную и т.д. Школьники гораздо лучше и быстрее запомнят таблицу умножения или стихотворение, если будут его проговаривать вслух и одновременно записывать на бумагу. 

Частичное запоминание. Это похоже на метод анализа и синтеза, когда сначала вся нужная информация разбирается по кусочкам, изучается, а потом снова складывается в единое целое. Если Вам нужно запомнить большой текст, то не пытайтесь поместить его в голову сразу и целиком, лучше разбейте его по абзацам, по смысловым частям и так пытайтесь запомнить и усвоить. Главное здесь - не бездумное заучивание предложений и сочетаний слов, а именно понимание. В Вашей голове должно быть четкое осознание каждого слова по отдельности и в контексте.

Повторение - мать учения. При каждом возможном случае повторяйте то, что Вам нужно запомнить. Даже если Вам кажется, что информация надолго закрепилась в памяти, все равно проделывайте процедуру повторения - это отлично скажется на развитии памяти. Например, когда готовите обед или принимаете ванну, читайте вслух стихи, которые Вы когда учили.

Развиваясь сами - развиваем память. Когда нам что-то очень интересно, когда мы чем-то увлечены, то сами не задумываясь надолго (а то и навсегда) запоминаем информацию и порой в большом объеме. Так, например, если студент регулярно посещает лекции и действительно внимательно и с желанием слушает преподавателя и пишет конспект, при этом даже не пытаясь его запомнить, запоминает и усваивает все автоматически. А перед экзаменом ему просто кажется, что он ничего не помнит и не знает - нужно лишь освежить пройденный материал, а не учить и осваиваить все заново, как если бы он ни разу не был на лекциях. Помните, что развиваясь, изучая новое о своих увлечениях и интересах, мы сами того не подозревая тренируем память.

Все дело в систематизации. Вообще, систематизация - это залог порядка в жизни, гармонии. Для того, чтобы Ваш мозг просто понимал, как ему работать, необходимо заняться самоорганизацией. Иногда помогает ведение ежедневника, соблюдение элементарного распорядка дня.

В целом, все эти процессы - они индивидуальны. Нужно просто присмотреться к себе, прислушаться к ощущениям и, возможно, именно тогда Вы сможете понять, что поможет в развитии памяти, в ее тренировке. Кому-то помогают расклеенные по всему дому стикеры с записями, кому-то - дневники, а для кого-то ни то, ни другое просто не приемлемо. Нужно пробовать и выбирать свой способ, свою методику.

Похожие материалы по теме

4 лекции ноября

Представляем подборку интересных лекций, которые пройдут в ноябре.