Из кожи можно делать не только одежду и обувь

Мы давно привыкли к тому, что в повседневности нас окружает множество предметов, сделанных из кожи. Но знаете ли вы все возможности этого материала?

Особенности материала

Как известно, кожу делают из шкур животных. Но как не бывает двух одинаковых существ, так и не бывает двух одинаковых частей кожи. Во-первых, у каждого животного свое генетическое наследие, во-вторых, за время жизни на шкуре будут появляться шрамы. Такие особенности не считаются дефектами, а, напротив, придают уникальности каждому изделию из кожи.

Если уж и требуется однородная поверхность, кожу шлифуют. Тем не менее, по толщине настоящая кожа не может быть равномерной. Вообще, на особенности кожи могут влиять многие факторы: рацион животного, климатические условия, продолжительность жизни, условия содержания и многое другое.

Кожа в истории цивилизации

Кожа сопровождает человечество на протяжении почти всей его истории. Не удивительно, что за это время накопилось множество способов ее выделки, иногда весьма оригинальными.

Шкуры животных люди обрабатывали еще 700-300 тысяч лет назад. Использовались для этого каменные скребки, но сама шкура сохраняла практически первоначальный вид. Жители Крайнего Севера вообще вплоть до 20 века не особо задумывались над обработкой шкур: у добычи отрезали лапы, потрошили, и просто надевали на ноги безо всякой обработки. Но в других районах с более теплым климатом людям приходилось выдумывать разные способы выделки шкур, так как без этого шкуры загнивали и портились.

Кроме выскабливания стали применять еще и сушку. Но так как высохшая шкура становилась очень жесткой, ее размягчали, выбивая камнями и палками, либо разминая вручную. Чуть позже было обнаружено, что жирные шкуры обрабатывались гораздо быстрее и легче, были более мягкими, поэтому во время процесса разминания кожу начали смазывать жиром и другими жироподобными веществами.

Вообще, пропитка шкуры жиром перед обработкой стала обязательным моментом практически во всех способах обработки шкур. На Руси для этого использовали конское сало, кочевники — бараний жир. Японцы пользовались для выделки шкур рапсовым маслом. У некоторых других народов в качестве пропитки для шкуры использовали и вовсе необычные вещества, например, нефть на Кавказе или печень и яичные желтки на Севере.

Чего только стоит способ производства эскимосской оленьей замши: шкуру выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (жевали печень потому, что ферменты в ней расщепляют белки). Потом шкуру сворачивали и держали под головой в качестве подушки одну-две недели. Через неделю получалась меховая шкура, а через две — замша.

Коренные жители Северной Америки растягивали шкуры на колышках, а потом натирали их смесью глины и мочи буйвола, стараясь продержать шкуру в мокром состоянии подольше. После этого шкуру натирали мозгом и жиром, выскабливали, разминали и коптили над костром (что способствовало лучшей консервации шкуры).

Самые мягкие и тонкие шкуры в древности получали при помощи подгнивших экскрементов. Эта процедура получила название шакшевание и была весьма распространена. Так на Востоке, с гнилой мочой и навозом, получали сафьян, в Южной Америке же местные мастера получали методом шакшевания настолько тонкую кожу, что конкистадоры вывозили ее в качестве трофея на свою родину — в Испанию, которая, кстати, сама славилась отличным сафьяном.

Для удаления волос со шкуры так же использовали экскременты, но чаще для этой процедуры применяли золу или известь. При помощи золы получали жесткую кожу-сыромять, идущую на изготовление примитивной обуви. В Греции, обрабатывая сыромять известью или мелом, получали хороший пергамент.

В России волосы со шкур удаляли при помощи хлебного киселя: забродившего мучного раствора и соли. Так же шкуры замачивали в чанах с «гнилым» соленым раствором или в «мертвых колодцах». Делались они так: к воде примешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. Такая обработка способствовала особенной эластичности кожи.

В некоторых странах вместо соли пользовались квасцами. В особенности, так была получена лайка — тончайшая перчаточная кожа. «Изобрели» ее на аравийском полуострове. Для выделки лайки использовали муку, квасцы и яичный желток. В Древней Греции квасцовая кожа называлась дефа, а в Древнем Риме — алута. В Россию квасцевание попало только с реформами Петра I (до этого кожи дубили корой дуба или ивы). Так же использовали растворы цветных земель, которые, к тому же, придавали коже оттенок, и отвары коры талнидосодержащих растений.

Вообще, исторические источники свидетельствуют о том, что кожи дубить начали гораздо раньше, чем изобрели глиняную посуду. В Древней Индии сафьян выделывали еще в 4 тысячелетии до нашей эры: шкуру сшивали в бурдюк, а внутрь заливали воду с дубильными веществами. Но этот способ был быстро вытеснен чанным дублением. В чан так же заливали воду, добавляли дубильные экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев. Чем кислее был раствор, тем мягче получалась кожа. К тому же, растительные экстракты окрашивали кожу в разные цвета и оттенки: дуб — красноватые оттенки, грецкий орех — коричневый цвет, толокнянка, осокорь, ольха - черный, ива — серый, листья березы и мимозы — желтый.

Ну а в наши дни на смену ручной работе пришли технологии. Сама по себе выделка кожи, как искусство, практически исчезла. Но люди продолжают восхищаться изделиями из этого материала.

Чудеса из кожи

Как уже говорилось, в наши дни люди продолжают ценить изделия из кожи: одежду, обувь, сумки, мебель. Но кожа — материал очень пластичный, который позволяет создавать и более тонкие, оригинальные вещи. Об этом мы поговорили с Павлом Шишкиным, человеком, который из обычной кожи делает настоящие чудеса.

Павел (Ольф) Шишкин, художник-дизайнер

-Кожа - не самый простой материал для рукоделия. Почему выбор пал именно на него?

Кожа, по моему мнению, - это очень интересный материал. Однажды в интернете я наткнулся на картинки необычных изделий из кожи, решил попробовать сам сделать что-то подобное. У меня получилось, а дальше как-то само пошло.

-Какие вещи ты обычно делаешь из кожи?

Я делаю маски резные и сшивные, разнообразные сумочки, браслеты, перчатки. Да, в принципе, я возьмусь за работу над любым кожаным изделием, лишь бы мне было это интересно.

-Где берешь материал? Приходится ли его как-то дополнительно обрабатывать?

Готовый материал (листы кожи) я беру на кожевенных фабриках и в специализированных магазинах. Особо понравившиеся куски привожу из других городов или заказываю через интернет. Специально кожу не обрабатываю, стараюсь подбирать уже готовые куски. Хотя, бывает, для придания большей жесткости коже приходится применять кое-какую обработку, но, как и у любого творца, у меня тут есть свои секреты.

-Работаешь чаще для себя или на заказ?

Специально я клиентов не ищу, делаю что-то для себя. А покупатели сами находятся, когда видят уже готовые изделия.

Работа Павла - костюм (ткань) и перчатки (кожа)

-Откуда черпаешь вдохновение?

Я часто вдохновляюсь чужими работами. Вот, например, Боб Бассет делает фантастические вещи из кожи: рюкзаки в форме животных и драконов, маски в форме черепов и многое другое. Иногда вдохновение приходит после просмотра фильмов, прочтения книг. Да, в принципе, вдохновение можно черпать из всего окружающего мира.

-Твое хобби — просто «для себя», или же приходилось участвовать в каких-нибудь выставках?

По большей части, для себя. Хотя, иногда выезжаю со своими работами на ролевые фестивали, где подобные штуки пользуются популярностью.

Работа Павла - маска Чумного Доктора

-Есть какие-то творческие планы на будущее?

Планов, как и у любого творческого человека, множество. Было бы время, деньги и мастерская.

Работа Павла - костюм (ткань) и перчатки (кожа)

Даже кожа, казалось бы, такая жесткая, в руках мастера может превратиться в настоящий шедевр. Не зря же человечество не отказалось от использования этого материала за столько тысяч лет.

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?