«Несносные боссы»: типология

В повседневной жизни мы, как правило, стараемся избегать некомпетентных в своем деле и неприятных в общении людей. Вряд ли мы по своей воле пойдем к ничего не умеющему парикмахеру или безалаберному сварливому врачу. Однако, к сожалению, порой складывается ситуация, когда избежать общения с подобной личностью не получается… Хотя бы потому, что такой человек работает с вами и, более того, является вашим начальником.

Что же делать, если ваш шеф просто невыносим?

Если другого выхода нет, придется существовать. Причем для начала вам придется определить, к какому именно типу относится ваш некомпетентный и невыносимый начальник. А таких типов существует великое множество.

Недостаток одних руководителей в том, что они не умеют выстраивать отношения с коллективом, не умеют проводить грань между личными и профессиональными отношениями и не понимают, как правильно мотивировать сотрудников. Другие люди откровенно слабы в плане управления коллективом, не видят перспектив развития отдела или же целой компании, не понимают, как правильно ставить и решать задачи. Еще одна причина недовольства работников может заключаться в том, что начальник — совершенный дилетант в том деле, которым занимаются его подчиненные.

Босс может оказаться вам не мил по разным причинам. Однако если такая ситуация сложилась в вашем коллективе, не стоит отчаиваться. К каждому «несносному боссу» есть свой ключик.

Начальник-надзиратель

Особенность такого начальника в том, что он привык контролировать все. Совершенно все. Абсолютно каждый рабочий процесс ему интересен. Надзиратель будет лезть в ваши дела каждую минуту, будет с секундомером встречать вас утром, контролируя, во сколько вы явились на работу. То же самое вас ждет после обеденного перерыва. И уж наверняка вашего босса будет чрезвычайно интересовать, на что вы тратите каждую минуту своего рабочего времени. Так что готовьтесь к заполнению бесчисленных таблиц, где будете писать, что делали в течение дня. Конечно же, все это не простые условности. Ваши ежедневные отчеты будут ежедневно проверять. И если что-то покажется начальнику подозрительным, вас моментально вызовут «на ковер» дабы вы дали исчерпывающие объяснения.


Кроме того, при начальнике-надзирателе можете забыть о том, чтобы пользоваться Интернетом в личных целях. Всю историю сообщений в вашем браузере время от времени будут проверять. А если уж вас поймают за общением в соцсетях, выговора не избежать.

В общем, кредо такого руководителя - «контроль, контроль и еще больше контроля.»


Что делать?

Самое важное для вас — это понять, откуда такая тяга к контролю. А причина проста — человек очень не уверен в себе, боится потерять бразды правления и опасается, что работник может посягнуть на его власть. Поэтому, если вы — самостоятельный и свободолюбивый человек, привыкший прямо высказывать свою точку зрения, вам придется несладко, ибо в вас начальник-надзиратель увидит первоочередную угрозу.

Вообще, подумайте, так ли важно для вас работать в компании, где к вам будут относиться не как к специалисту, а как к нашкодившему школьнику? Возможно, не стоит тратить нервы и время?

В случае же, если быть «под колпаком у Мюллера» для вас не так уж и мучительно, вы можете поддаться надзирателю. Безропотно выполняя все его просьбы, какими бы нелепыми они ни казались, вы заслужите репутацию исполнительного и прилежного работника. При этом нужно относиться ко всем «закидонам» начальника весьма философски. Главное создайте ощущение полного подчинения и покорности, тогда вас оставят в покое (насколько это вообще возможно.)

Начальник-задира

Такой руководитель подобен школьному хулигану, который издевается над одноклассниками и отбирает у них деньги на обеды. Даже если вы не особо спешите ударить в грязь лицом, ваш шеф обязательно вам в этом поможет. Естественно, будут язвительные замечания при вышестоящем начальстве и совершенно точно, если появится возможность унизить вас перед клиентом, этой возможностью начальник-задира с превеликим удовольствием воспользуется. Если возникнет какая-то проблемная ситуация (пусть даже и не по вашей вине), вам будут угрожать увольнением.


Что делать?

Постарайтесь как можно меньше сталкиваться с начальником, не привлекайте его внимания. А еще лучше, если вы начнете более тесно общаться с вышестоящим начальством. Если контакт будет установлен, у вас появится покровитель, который сможет защитить вас от нападок начальника-задиры. Если же все-таки гнев шефа обрушился на вас, постарайтесь вести себя уверенно. Не давайте себя обижать, иначе босс почувствует вашу слабость и не отстанет от вас долгое время.

Начальник-конспиратор

С таким руководителем ваш рабочий процесс превращается в какие-то нескончаемые шпионские игры. Во-первых, вам никто и никогда не скажет, довольны ли вашей работой.
Вы никогда не будете уверены, что предпримет ваш начальник завтра, потому что все важные и порой судьбоносные решения будут приниматься без вас. То есть, вас всегда будут ставить перед фактом. Например, совершенно случайно вы можете узнать о том, что в вашем отделе появился новый сотрудник или же что, к примеру, теперь вы работаете не в 8 до 17, а с 9 до 18.

Зачастую под руководством такого начальника подчиненные не знают толком, чем занимаются их коллеги, кто за что отвечает. Поэтому некоторые обязанности дублируются, а другие — не выполняются вовсе.

При конспираторе обычно бывает пара-тройка людей, с которыми он как будто бы тайком совещается. Они же зачастую выступают глашатаями, возвещающими о принятых решениях.

Что делать?

Во-первых, не стоит поддаваться панике и маниакальной подозрительности. Что бы вы ни думали, конспиратор чаще всего просто не понимает, что поступает неверно, не посвящая никого в свои планы. Делает он это не со зла, так что не торопитесь устраивать бойкот. Если вас не устраивает, что важные решения принимаются в кулуарах, так и скажите об этом начальнику. Вежливо, доступно и без лишних эмоций. Скорее всего, к вам прислушаются. А если вы станете выступать с инициативами часто, вас могут посвятить в тот самый узкий круг избранных.

Начальник-нытик

Узнать этот тип проще простого. Если ваш начальник постоянно жалуется на горести и невзгоды, вечно пребывает в дурном настроении и любит раздувать из крошечной проблемы огромную, ну просто вселенского масштаба беду, вы имеете дело с нытиком. Такой руководитель никогда не будет доволен результатом. Если в работе будет даже незначительный изъян, никак не влияющий на конечный результат, нытик объявит, что дело провалено. При этом вечное недовольство не дает такому человеку возможность трезво обдумывать варианты выхода из трудной ситуации, поэтому решения нытика бывают нелогичны и удивительны. При этом, если вы попытаетесь оспорить эти самые решения, попадете в немилость, потому как критику подобный тип людей воспринимает крайне болезненно. При этом для нытика чисто профессиональные замечания неминуемо приобретают личностную окраску.

Что делать?

Главное — не давайте своему начальнику и вас превратить в «царевну Несмеяну». Не поддавайтесь его негативным эмоциям и старайтесь без особой надобности не обращаться к нему. Сопротивляйтесь его пессимистическим флюидам.

Кроме того, если вы чувствуете, что начальник готов принять неверное решение, поделитесь с ним своими соображениями. Но только не при всем коллективе, а мягко и доверительно наедине. Затеяв именно такую задушевную личную беседу, вы сможете изложить свои идеи, не обидев начальника.

Начальник-лицемер

Такой человек может приветливо улыбаться вам каждое утро, а за спиной замышлять что-то недоброе. Личные интересы лицемер ставит гораздо выше интересов коллектива и, тем более, отдельных сотрудников. Такой руководитель, не моргнув глазом, может пожертвовать вами, если это будет сулить ему выгодой.

Любые устные договоренности и обещания для лицемера — это пустые звуки. Если ваши нужды идут в разрез с интересами начальника, можно быть уверенным, что о достигнутых соглашениях тут же забудут. Также вас наверняка будут «кормить завтраками», вдохновенно сочинять все новые и новые обещания, которые так и останутся невыполненными. В общем, начальник-лицемер очень похож на политика, поведение и отношение к электорату которого довольно сильно отличается в период перед выборами и после них.

Что делать?

Чтобы все-таки получать желаемое от начальника-лицемера, нужно обеспечить себя доказательствами. В век современных коммуникаций отличным подтверждением ваших слов может стать история сообщений интернет-мессенджера или же электронной почты. Так вы сможете доказать ,что важный разговор действительно имел место, а не причудился вам. У начальника не будет выхода, кроме как выполнить свое обещание.

Начальник-консерватор

Часто к этому типу относятся руководители солидного возраста. Они привыкли работать по старинке, с трудом пользуются современной техникой и настороженно относятся ко всем нововведениям. При этом у этого человека может быть колоссальный профессиональный опыт и знания. Однако его нелюбовь ко всему прогрессивному очень тормозит работу остальных сотрудников. И ладно бы он только сам отказывался применять новые методы и формы работы, так он и другим сотрудникам мешает это делать. Переубедить консерватора крайне сложно, так как он уверен в своей правоте. Обходились ведь раньше без «этих ваших энторнетов»? Обходились. Значит, и сейчас эта ерунда ни к чему.

Что делать?

Бороться с консерватором в одиночку бесполезно. Обязательно найдите союзников, которые поддержат ваше начинание, а уж только потом презентуйте идею начальнику. Новаторские идеи и проекты лучше всего предлагать на общих собраниях коллектива, которые есть в каждом отделе или предприятии, где руководит начальник-консерватор.

Начальник-дилетант

Часто бывает так, что руководит отделом или же все фирмой человек, который в вашей узкоспециализированной области не понимает ровным счетом ничего. Например, такая ситуация очень часто складывается в IT-подразделениях крупных фирм. Если сотрудник понимает, что начальник гораздо менее профессионален, чем он сам, это становится причиной бесчисленных конфликтов и недопонимания.

Что делать?

Разговаривать и только разговаривать с начальником. Каждое распоряжение нужно тщательно обсуждать, согласовывать. Не стесняйтесь высказывать свои замечания. Только делайте свои ремарки очень корректно, в доступной для дилетанта форме. Аргументируйте свои сомнения. Объясняйте начальнику, почему его идея кажется вам невыполнимой или нелогичной. Ваш шеф, если, конечно, он — не тип с неадекватно высоким самомнением, должен прислушаться к вам. В конце концов, начальник не всегда должен быть отличным узким специалистом. Главное — чтобы он принимал правильные управленческие решения.



Практически к любому человеку можно найти подход. Ваш «несносный босс» - не исключение. Проявите терпение, наблюдательность и такт. Тогда вы всегда сможете повернуть ситуацию в выгодную для вас сторону.

Похожие материалы по теме

12 тезисов Михаила Хазина

29 ноября в Кирове побывал Михаил Хазин. Российский экономист и бывший чиновник администрации президента России приехал не просто так.