Транспортное безобразие. Часть 2: О плохих водителях и «хамле трамвайном»

Тему транспортного безобразия, которое творится на российских улицах, я затрагивала и в прошлой своей заметке. Речь шла о борьбе за трезвость водителей. Сегодня же хочется коснуться и других проблем. Откуда у нас столько плохих водителей? И почему ездить в общественном транспорте - это испытание для самых стойких? Попробуем поразмышлять.

Наверное, каждый водитель хоть раз в жизни сталкивался на улицах города или даже в собственном дворе с ситуацией, когда хотелось в сердцах воскликнуть: «Ну кто так паркуется?» или «Куда ты прешь?» Нередко слышится и уже ставшее традиционным: «Напокупали прав!»

И ведь правда, по стилю езды некоторых водителей и не скажешь, что они заканчивали автошколу и сдавали экзамен в ГИБДД. А может, получив долгожданные права, они начисто забывают правила дорожного движения?

Точно этого сказать не могу, так как сама водительского удостоверения не имею и не особо стремлюсь его получить. Однако у меня есть предположение, почему плохих водителей так много.

Замечали ли вы, что одни люди водят автомобиль великолепно, а с другими даже после нескольких лет непрерывной практики наотрез отказываются ездить родственники и знакомые?

Такое, по моему убеждению, происходит далеко не всегда потому, что одни не спали ночами, изучая правила дорожного движения, а другие посещали занятия в автошколе лишь «для галочки». Несмотря на то, что управление автомобилем — это, по сути, комбинация стандартных теоретических знаний и практических навыков, у одних хорошо получается водить машину почти сразу, а другие мучительно и безуспешно сдают практический экзамен раз за разом. Причем ученики со столь разными результатами могут встречаться в одной и той же группе автошколы.

Думаю, тут дело может быть еще в наличии или же полном отсутствии таланта и способностей к управлению транспортом. И почему это мы решили, что хорошо водить машину может научиться абсолютно каждый человек? Не потому ли, что об этом кричат в рекламе каждой второй автошколы?  

Мы с легкостью признаем, что для того, чтобы стать врачом, балериной или же гениальным математиком, нужно обладать определенными способностями к данным видам деятельности.

- Почему Вы не стали балериной?

- Да какая из меня балерина? У меня же координация движений некудышная...

- А Вы, господин хороший, почему великим математиком не заделались?

- Понимаете, алгебру с геометрией в школе ненавидел. Да и соображаю я, честно говоря, медленно...

Прекрасно. Травмировать публику отвратительным танцем и подрывать авторитет отечественной науки вы не хотите. Это похвально. Но почему же, в таком случае, вы лезете за руль? Разве для управления автомобилем координация движений не нужна? Разве не должен водитель обладать хорошей реакцией и быстро соображать? Кроме того, согласитесь, что бесталанная балерина или бездарный математик с гораздо меньшей вероятностью нанесут вред окружающим, чем бестолковый водитель.

Что касается меня, то я не вижу в себе ни одного качества, которое должно быть присуще хорошему водителю. Я — человек весьма рассеянный, медлительный и невнимательный. Поэтому, честно говоря, не хочу рисковать ни своей жизнью, ни жизнью окружающих, садясь за руль.

Однако, признаюсь, мысли о том, чтобы научиться водить машину, и меня посещали. Это вовсе не было моей мечтой или важным пунктом жизненной программы. Но родители и знакомые не уставали твердить: «Учись пока время есть. Что там сложного? Вечно что ли на автобусе кататься будешь?»

И, надо сказать, я почти поддалась их влиянию. И вот, пребывая в подобном смятении, однажды я отправилась на интервью. И так совпало, что героиня была руководителем автошколы. Интервью прошло удачно: необходимая информация была получена, да и вкусным чаем меня напоили. И вот, когда я уже собиралась уходить, моя собеседница задала вопрос о том, есть ли у меня самой водительские права. Я рассказала ей о своих опасениях.

В ответ на это она предложила бесплатно посетить пробное занятие по вождению с инструктором и добавила:«Если после этого поймете, что вождение — это не ваше, то лучше и не тратить время на автошколу. Нельзя учиться водить автомобиль, только потому что «так все делают». Должно быть искреннее желание стать хорошим водителем». 

После такого наставления я прониклась к этой женщине еще больше, ведь она не убеждала, не рекламировала свое заведение, не приводила жизнеутверждающей статистики. Просто дала совет чисто по-человечески.

И, действительно, стоит ли получать права лишь потому, что их счастливым обладателем стал ваш брат, сосед или школьный приятель? Вы-то сами этого хотите? Может, лучше постараетесь стать вежливым и соблюдающим правила пешеходом, а не плохим водителем?

Еще одна причина, почему за руль лезут абсолютно все (даже те, кому там не место) — это нелюбовь к езде в общественном транспорте. И ведь нельзя сказать, что эта нелюбовь беспричинна и несправедлива. И ведь дело, в большинстве случаев, отнюдь не в устаревшем автобусном парке, высокой стоимости проезда или же необходимости подолгу ждать транспорт своего маршрута. Больше всего угнетает цветущее буйным цветом хамство.  

Даже удивительно, как обычные и даже порой весьма милые люди, входя в автобус или троллейбус, превращаются в стадо агрессивных австралопитеков. Редко в общественном транспорте можно видеть приветливые лица, хорошие манеры и вежливую речь. То ли стесненные условия и нарушение личного пространства сказываются, то ли грубость у нас в крови... Причем девиантное поведение в общественном транспорте — явление далеко не новое. А для граждан, не желающих вести себя прилично, уже давно придумали специальное название: «хам трамвайный».

Этому выражению, кстати, уже почти сто лет. Появилось оно еще в 20-е годы прошлого века в Москве. Тогда по столице нашей необъятной трамваи уже ходили, но было их настолько мало, что людям приходилось на ходу запрыгивать на подножки, хватаясь за что ни попадя (совершенно не факт, что за поручень). 

А всякого рода излишествами, вроде «извините» и «подвиньтесь, пожалуйста», в первые послереволюционные годы мало кто себя утруждал... Так что награждали друг друга пролетарии эпитетами категории «18+» безо всякого стеснения.

В результате в выражении «хам трамвайный» (в более современной интерпретации - «хамло трамвайное») запечатлелось все народное презрение к тому, кто задел словом, взглядом или локтем.

Так откуда же берется это явление? Гениальный по своей простоте ответ я нашла, забив выражение «хамло трамвайное» в поисковик. Среди результатов появилась страничка с опросом.

Вопрос формулировался так:

Хамло трамвайное - это кто, и где живет?

Один человек ответил:

Мы. Живет в каждом из нас.

По-моему, ответ исчерпывающий. Ведь действительно, ежедневно в общественном транспорте хамим и портим друг другу настроение мы сами, а не какой-то специально обученный этому человек.

Хамят кондукторы, хамят пассажиры. Даже безмолвные водители хамят, демонстративно проезжая остановку, на которой в ожидании застыли люди.

Такое ощущение, что хамло трамвайное просыпается в нас ровно в тот момент, когда мы переступаем порог автобуса или троллейбуса. А потом мы выходим на своей остановке и вновь становимся нормальными людьми: идем на работу или домой, отправляемся в магазин, встречаем детей из школы...

По поводу хамства мне запомнилась одна история, прочитанная в Интернете:

Когда мне начинают хамить, я уже рефлекторно отвечаю:

— Вот сейчас вы плохо меня обслужили, а завтра ко мне на стол попадёте. Кстати, я патологоанатом.

То ли суеверных много, то ли профессия моя пугает, но вероятность недовольной морды резко снижается.

Это, конечно, случай специфический, но история очень поучительна. Ведь и правда, где гарантия, что человек, которому вы оттоптали ногу и не извинились, не окажется в будущем вашим лечащим врачом? Или школьным учителем вашего ребенка? Или работником банка, который будет уполномочен решать, давать ли столь жизненно необходимый вам кредит? Так что, согласитесь, вежливость в обращении с незнакомыми людьми не помешает.  

Есть два способа избежать хамства в общественном транспорте. Первый — накопить на личный транспорт и получить водительское удостоверение, чтобы больше на общественном транспорте не ездить. Но где гарантия, что хамы так же, как и вы, не пересядут на автомобили? Скорее всего, так и будет, и проблема не решится. Второй способ — искоренить хамство в самом себе и начать общаться с людьми более культурно и корректно. Других разумных выходов нет. Поэтому для себя выбираю второй вариант. А вы?

Похожие материалы по теме

Гриппа в Кирове нет, а ОРВИ - больше, чем обычно

За минувшую неделю заболевших простудой в Кирове и области оказалось в два раза больше, чем за такой же период прошлого года. Эпидемиологи связывают рост заболеваемости с холодным сентябрем и отсутствием отопления.

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...

Центробанк выпустит банкноты номиналом 200 и 2000 рублей

Новые банкноты значительно упростят расчеты россиян при оплате товаров и услуг. На данный момент с дизайном купюр еще не определились. Но уже известно, что изображение будет выбрано после общественного обсуждения.