Настольные игры советских времен

У каждого времени свои игры и игрушки. Они - своего рода отражение эпохи. В советское время, например, дети не знали компьютеров, это чудо техники было совершенно недосягаемо простому обывателю. Зато активно играли в настольные игры, а также во всевозможные головоломки. Но и они были весьма далеки от тех, в которые привыкли играть современные дети.

Игры-бродилки

Данный класс игр появился ещё в 20-х годах прошлого века. Существовали такие советские настольные игры, как «Добролет» (1925 г.), «Электрификация» (1928г.), «Красные и белые» (1929 г.) . Посвящены они, как можно догадаться из их названия, важным событиям в стране: например, Гражданской войне.

Суть «бродилок» заключалась в следующем: на игровом поле (чаще всего из картона) изображался путь из квадратиков (кружочков) с увлекательными картинками и интересными текстами на тему игры. Участники по очереди бросали кубик и передвигали фишки на выпавшее число точек. Победителем объявлялся тот, кто проходил маршрут первым.

Через некоторое время советские настольные игры-бродилки утратили свой политический подтекст, темы стали более разнообразные – «Воздушный бой», «Большое космическое путешествие», «По морям и океанам». Небольшие игры-бродилки нередко публиковали в детских журналах.

Монополия

Эта экономическая настольная игра, придуманная в 1943 году американцем Чарльзом Дарроу, - по сути усложнённый вариант игр-бродилок. Участники игры должны, передвигая свои фишки по полю (предварительно, бросая кубик), сделать себе состояние, занимаясь покупкой, перепродажей, арендой недвижимости. Примерно через пятьдесят лет в СССР пришла эта игра и тоже под названием «Монополия». Игра советская такого же плана появилась чуть позже. Назывались наши аналоги «Монополии» по разному «Менеджер», «Кооператор», «НЭП».

Головоломки

Игры советских детей не ограничивались только бродилками – огромную популярность снискали различные головоломки, которые отлично развивали логику, причем не только юных жителей СССР, но и взрослых. Самые известные из них: кубик Рубика, пирамидка, змейка Рубика, Пятнашки, Башня.

Кубик Рубика - одна из самых известных головоломок. Изобрел его в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик для развития пространственного мышления у студентов. Классический Кубик Рубика представляет собой собранные в куб 26 маленьких разноцветных движущихся кубиков. Цель игрока – сделать, так, чтобы все грани большого куба стали одноцветными. Теоретически из любого состояния в исходное положение можно вернуться не более чем за 23 хода. Лучшие схемы сборки позволяют обойтись примерно 50 поворотами.

Пирамидка

Устройство пирамидки похоже на устройство Кубика Рубика, только сама игрушка представляет собой не куб, а тетраэдр. Иногда люди называли игрушку пирамидкой Рубика, однако автором этой игрушки является немецкий изобретатель Уве Мефферт. Первая такая пирамидка появилась в 1972 году, но широкое распространение она получила лишь после того, как стал популярен Кубик Рубика.

Змейка Рубика

Одна из головоломок, которые подобно кубику знаменитого изобретателя, прочно и надолго завоевали внимание и уважение людей во многих странах мира, - змейка Рубика. Основу этой игрушки составляют 24 соединённые между собой с помощью шарниров призмы. Суть игры – в складывании различных фигурок – на что хватит фантазии.

Пятнашки

Пятнашки («15 puzzle», «fihteen puzzle») — род механической головоломки с перемещением сегментов. Поле для пятнашек имеет форму квадрата 4х4, то есть на нем всего 16 мест для фишек (плиток). Чаще всего поле имеет вид доски, ящичка или рамки. Игровые фишки пронумерованы от 1 до 15, и одно место остается пустым, тем самым давая играющему возможность перемещать на это место другие фишки. Цель игры – расставить их по порядку согласно нарисованным числам.

Эту логическую игру изобрёл в 1874 году американец Ной Чемпен (почтмейстер по профессии). Через столетие «Пятнашки» добрались и до СССР.

Башня

Эта игрушка представляет собой цилиндрическую башню с «этажами»-уровнями, вращающимися по кругу, которые заполнены шариками и с одной пустой ячейкой. Смысл игры – сделать так, чтобы вертикальные линии были заполнены одноцветными шариками. Более сложный вариант игрушки – «Вавилонская башня», в которой шарики одного цвета отличались друг от друга оттенком.

Настольный хоккей и настольный футбол

Эти настольные игры были очень популярны в советские годы, да и сейчас, в принципе, они не потеряли актуальности. В настольный хоккей, например, не прочь сейчас сыграть и взрослые – существуют даже международные турниры по этому виду спорта.

Настольных хоккеев в Советском Союзе было два вида – на простых рычажках и на магнитных палках. Вариантов настольного футбола было три – на пружинах, на рычажках и на магнитах.

Морской бой

Принцип этой настольной игры очень прост и напоминает обычную бумажную клеточную «стрелялку», правда, поле ставилось вертикально между игроками. Также был вариант, когда игра была снабжена пушками и металлическими снарядами-шариками. Корабли ставились на прозрачное поле, имитирующее море, а затем сбивались шариками, которые катились под ними ярусом ниже, по другому полю.

Железная дорога

Некоторые игры советских детей почти полностью имитировали взрослые «игрушки». К примеру, немецкая железная дорога, которая поставлялась в СССР из ГДР, пользовалась огромной популярностью, не смотря на свою дороговизну – такие железные дороги стоили от 24 до 40 рублей (инженер получал в то время 120 рублей). Однако в базовый набор входили вагоны, паровоз с электромоторчиком, металлические рельсы, которые проводили ток от блока управления. Ко всему этому можно было ещё докупать отдельно станции, рельсы, стрелки и другое оборудование. В самом СССР такие железные дороги были полностью пластмассовыми и не такими реалистичными.

Волшебный экран

Эту интересную игрушку придумал француз Артур Гранжан в далёких 50-х (название он ей дал «Магический экран»). В конце 70-х забава появилась и в СССР под названием «Волшебный экран». Эта игрушка представляет собой планшет из пластика со стеклянным экраном, внутри которого – алюминиевый порошок. Ребёнок двигает ручки, расположенные по бокам экрана, а они с помощью специального механизма из тросиков передвигают стилус. Он и прочерчивал сквозь алюминиевый слой линии, позволяя создавать рисунки любой сложности. Если игрушку перевернуть и потрясти, изображение пропадало, и можно было начинать всё сначала.

Микропроцессорные игры

В советское время хоть и не было компьютеров, но что такое электронные игры, дети знали. Первые электронные игрушки были созданы под маркой «Электроника ИМ». С 1984 году это предприятие выпускало настольные электронные игры, роботов, музыкальные инструменты. Самый известный продукт «Электроники ИМ» – электронная игра "Ну погоди!", представляющая собой чёрно-белый жидкокристаллический экран, на котором герой волк ловил яйца. Электронные игрушки советских времен были удовольствием не из дешевых, стоила такая игра рублей 25. Подобные электронные игрушки – «Веселый повар», «Автослалом», «Веселый кот рыболов».

Казалось бы, все эти игры давно утеряны, забыты, но это далеко не так. Похоже, что на них опять вернулась мода. В просторах глобальной сети можно найти Интернет-магазины, где идет распродажа игр и игрушек, дошедших из СССР.

По материалам http://www.klubkontakt.net.

Похожие материалы по теме