Новая проблема соискателя «слишком и много = плохо»

Слишком хорошее первое впечатление на собеседовании может обернуться боком.

Так или иначе, во время собеседования соискателя просят рассказать о себе. Оно и понятно, ведь с работодателем вы видитесь первый раз и ему хочется понять, насколько вы подходите для этой работы, как впишетесь в коллектив, и так далее, и тому подобное. Как раз о самопрезентации речь и пойдет.

Слишком хорошо = плохо

Если раньше (еще пару-тройку лет назад) искусством самопрезентации мало кто владел, то сейчас этому научились многие, а некоторые даже переучились. Все чаще кадровики отказывают в работе, если человек говорит слишком много, пусть и мыслит правильно. Между собой кадровики таких соискателей ласково называют «говоруны».

«Задав вопрос, интервьюер применяет приемы активного слушания, то есть демонстрирует свою большую заинтересованность в рассказе соискателя. Смотрит на соискателя внимательно и подбадривающе, кивает, говорит "Да, да..." или "Очень интересно...", что-то записывает и т.д. Я, например, могу так вести себя на собеседовании, когда мне на самом деле интересно только одно - когда же этот "говорун" остановится? Бывают случаи, когда соискатели говорят без перерыва 8-10 минут, приходилось прерывать. Это уже почти приговор», - рассказывает Валерий Поляков, президент Кадрового объединения «Метрополис».

А бывает, что в работе отказывают из-за того, что человек слишком мил. Например так «мы Вам перезвоним» пояснили в одной из российских компаний: «К нам в компанию пришла девушка Наталья на должность оператора. За 15 минут собеседования подняла настроение всем сотрудникам так, что мы задумались о том, стоит ли брать такую девушку и будет ли результат работы у коллектива. Наталья была одета в строгий костюм, зачесанные черные волосы, но стоило ей улыбнуться… Она загоралась как солнышко, вся яркая, открытая и милая. Мы даже побоялись за семейную жизнь мужской половины нашего коллектива. Наталья -очень интересная девушка с блеском в глазах и очаровательной улыбкой. Именно по этой причине мы с заместителем директора вынуждены были ей отказать, т.к. все сотрудники не сводили бы с нее глаз, работа бы остановилась, в офисе стоял бы один смех».

Кстати, по причине «слишком хорош» российские компании отказывают примерно в 90% случае из 100%. Кадровики говорят, что это тренд 2012 года.

Что делать?

Предположим, что вы на самом деле хорошо можете себя презентовать. Но не прикидываться другим человеком, чтобы получить работу! В этом случае специалисты дают совет: не только говорить, но еще слушать, слышать и видеть. Согласна, нового в этом ничего нет. Но бывает, что эти навыки уходят на второй план.

В большинстве случаев самопрезентация — это монолог на 3-4 минуты. Дальше в идеале должен пойти диалог между вами и потенциальным работодателем. Сначала вопросы задают вам, потом меняетесь местами.

Как показывает практика, умение слышать отражается в ваших вопросах. Они конкретные и касаются конкретной организации — той, в которой вы хотите работать. Но в идеале вам надо разговорить работодателя. Имеет место быть маленький психологический нюанс: люди много говорят с теми, кто им симпатичен. Таким образом можно поставить очередной «+» на бланке соискателя.

Другими словами:

* дослушайте вопросы до конца, иначе начнете отвечать, не вникнув в суть. И тем более не перебивайте собеседника.

* слишком много не говорите. Верный вариант: четко и без «воды» ответить на вопрос, не отходя от темы (1-2 минуты)

* если вам надо подумать над ответом, то скажите об этом работодателю

Не исключаем, что специалисты по кадрам могут помочь соискателю исправить огрехи. Где-то направить, где-то попросить конкретизировать, где-то прервать. Однако у интервьюирующего Вас в компании, как правило, нет времени править чужие промахи. Да и нередко навыки диалога у тех, кто принимает на работу, не всегда на высоте.

Похожие материалы по теме