Туристы могут не платить штраф за отказ от брони?

Какие суммы требовать с турагентства, если вы отказываетесь от путешествия?

Теперь турагентство обязано выплатить практически всю сумму тура, если клиент отказался от поездки. Раньше такие действия сопровождались штрафом.

На днях Высший арбитражный суд рассмотрел показательное дело между ООО «РЛП-Ярмарка» и ООО «Атернум».

Согласно материалам дела, в январе 2010 года ООО «РЛП-Ярмарка» заказала тур на двух человек в Карловы Вары. Вместе с вознаграждением турагентсву поездка вышла в 451 тысячу рублей. Оператором выступила компания «Богемия Сервис». Деньги внесли полностью, но за два месяца заказчик отказался от путешествия. Однако агентство вернуло только 391 тысячу рублей.

Дело в том, что агентский договор, подписанный между туроператором и агентством, предполагает штраф в 15% за отказ от путешествия. А в договоре между заказчиком и турагентством и вовсе указано, что при аннуляции клиент обязан компенсировать все фактически понесенные расходы, в том числе и штрафные санкции, туроператору.

Первое рассмотрение дела состоялось в московском арбитражном суде, который признал правоту истца. Однако апелляция встала на сторону турагентства. Кассационный суд — на сторону клиента. Точку в этом споре поставил Высший арбитражный суд России: претензии заказчика были удовлетворены.

По решению суда, штраф от оператора при аннуляция заказа не является фактическими расходами тургентства за оказываемые услуги. В Гражданском Кодексе и в законе «О защите прав потребителей» прописано право клиента отказаться от услуги.

Статья 782 Гражданского Кодекса:

1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Суд пояснил, что в законе имеются в виду только те расходы, которые учтены до момента отказа от договора. Отметим, что штраф туроператору уплачивается уже после отказа от брони, соответственно, эти обязательства ложатся не на клиента, а на посредника.

Другими словами, туристические компании могут удерживать не произвольно указанную в договоре сумму, а лишь фактически понесенные расходы, например штрафы от гостиниц и перевозчиков. ВАС поясняет, что к спору обязательно должен привлекаться туроператор, который предоставит платежки со штрафами от гостиниц, отсутствующие у агентства.

При этом представители ВАС подчеркивают, что решение суда не означает, что туристические компании не смогут брать в качестве фактических расходов суммы штрафов, уплаченных иностранным гостиницам или туроператорам. В данном деле не было доказано, сколько фактически потратил туроператор.

Однако расходы не могут превышать стоимости штрафов от иностранных гостиниц или перевозчиков. К слову, российские гостиницы и вовсе не имеют права требовать штраф за отказ от брони.

«Часто вернуть 100% стоимости тура просто невозможно. Операторы выкупают номера блоками или формируют чартерный рейс за полгода вперед. Возврат денег от перевозчика за чартерный рейс невозможен, ведь места покупаются по договору фрахта и компания потеряет деньги. Тот, кто хочет в случае чего вернуть 100% стоимости тура, может купить страховку от невыезда», - заявил Дмитрий Горин, гендиректор туркомпании «Вип-сервис» и вице-президент Ассоциации туроператоров России, журналистам газеты «Ведомости».

Как поясняет Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии, по решению суда в аналогичных делах чаще всего страдает именно посредник — турфирма.

По словам эксперта, сегодняшнее туристическое законодательства ставит розничных продавцов в невыгодное положение по сравнению с клиентом или туроператором.

Защитить турфирмы могли бы изменения закона «Об основах туристической деятельности в РФ», которые рассматривали в Госдуме в прошлом году, но не были приняты. Поправки предполагают договор между розничным продавцом договоров с потребителями не от своего имени, а от имени и по поручению туроператора.

«Согласно закону, туроператоры формируют турпродукт, тогда как турагенты его реализуют. Сами турагенты сформировать его не могут. Соответственно, турагентства не могут выступать от своего имени и оказывать услуги, входящие в состав турпродукта. В договоре мы прописываем, кто является фактическим исполнителем. Да, мы заключаем договор между фирмой и туристом, но фактическим исполнителем все равно является туроператор», - поясняют в одной из кировских турфирм.

При этом в кировских турфирмах поясняют, что туристы намного чаще отказываются от тура до того, как оплатили путевку (из-за непредоставления визы), нежели после ее оплаты.

Похожие материалы по теме

Гриппа в Кирове нет, а ОРВИ - больше, чем обычно

За минувшую неделю заболевших простудой в Кирове и области оказалось в два раза больше, чем за такой же период прошлого года. Эпидемиологи связывают рост заболеваемости с холодным сентябрем и отсутствием отопления.

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...

Центробанк выпустит банкноты номиналом 200 и 2000 рублей

Новые банкноты значительно упростят расчеты россиян при оплате товаров и услуг. На данный момент с дизайном купюр еще не определились. Но уже известно, что изображение будет выбрано после общественного обсуждения.