Таможенные сборы закрывают экспорт?

В рамках Переговорного пункта мы решили выяснить, как сейчас решается эта проблема и в каком положении оказались производители Кировской области?

Недавние изменения законодательства сильно повысили таможенные сборы для предприятий. Если раньше сумма сбора напрямую зависела от стоимости экспортируемой продукции, то сейчас для номенклатурной группы уже определена конкретная сумма сбора.

В итоге за металлопродукцию ставка таможенных сборов увеличилась более чем в 10 раз.

К примеру, если раньше предприятие за экспорт продукции на 100 тысяч рублей платило 2 - 3 тысячи рублей (таможенные сборы), то сейчас есть фиксированная ставка в 25 тысяч рублей по номенклатуре. Причем объем вывозимой продукции значения не имеет. Кроме того, в новой редакции указанного Постановления предусмотрено, что при декларировании в одной таможенной декларации товаров, классифицируемых в нескольких группах номенклатуры, ставки таможенных сборов применяются к товарам отдельно.

Как сейчас решается проблема?

Василий Рубашкин,

Начальник бюро внешнеэкономической деятельности ЗАО «Омутнинский металлургический завод»:

Еще в октябре этого года данная тема обсуждалась на совещании в Вятской ТПП. Да, я согласен, что на сырье (первичные продукты) можно сборы поднять, потому что оно стратегическое. Но поднимать ставки на металлопрокат не стоит. Мы вышли в ВТПП с предложением 72 номенклатурную группу разделить на две части. По сырью (первичные продукты) оставить прежнюю ставку, а по металлопрокату установить ставку таможенного сбора 2 тысячи рублей.

ВТПП в свою очередь направило соответствующие предложения на рассмотрение в Торгово-промышленную палату России. Кроме того, с подачи ВТПП Департамент промышленности Кировской области также готовит соответствующее обращение в Правительство России.

Что касается предприятий, то все стараются укрупнять отправки, чтобы сэкономить. Кроме нас увеличились таможенные сборы у ресурсопереработчиков, по имеющейся информации от ВТПП на территории Кировской области также пострадала химическая промышленность.

Мы стараемся укрупнять отгрузки, но для нас это тяжело и проблематично. Мы вынуждены настаивать, чтобы наши потребители комплектовали свои поставки по-новому. Мы вынуждены подавать декларации, группируя не на одну машину, а на 4-5. Получается, что прибыль минимальная, а иногда и нулевая. Но делаем все, чтобы загрузить производство.

Юрий Исупов,

Вице-президент Вятской ТПП:

В связи с этим какие проблемы у предприятий возникли на международном рынке? Как сказывается на конкуренции? Для каких предприятий новые условия оказываются неподъемными?

Евгений Эмберг,

Ведущий эксперт по внешнеэкономическим вопросам ОАО ЛЕПСЕ:

Повышение таможенных сборов предприятие ОАО ЛЕПСЕ, конечно же, так же коснулось, но не так как другие предприятия. К примеру, если раньше за партию шлифовальных машин общей стоимостью 5 миллионов рублей мы платили 20 000 рублей, то сейчас - 5 000 рублей. Это плюс и это нас радует. В то же время если нам надо отгрузить какие-то запчасти к шлифовальным машинам на общую сумму - 2000 руб, мы отдаем те же 5000 руб таможенных сборов. Это для нашей работы - минус.

В итоге мы сейчас стараемся отгрузку дешевых запасных частей отгружать в одной партии с шлифовальными машинами. В целом если взвесить все за и против, мы в итоге находимся в выигрышном положении и фиксированная ставка в 5000 руб нас вполне устраивает. Наше нынешнее преимущество уже начинает сказываться при отгрузке партии продукции стоимостью равное и больше 1.2 миллионов рублей.

Несколько хуже положение с импортом, где приходится получать из стран СНГ какой-нибудь радиоэлемент стоимостью до 1000 рублей. Но таких поставок - мизер. Поэтому наше предприятие введение фиксированных ставок таможенных сборов по 16 разделу ТНВЭД ТС вполне устраивает.

Нина Коробицына,

Ведущий экономист Отдела сбыта ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»:

При отгрузке железнодорожной техники на экспорт фиксированная ставка таможенных сборов для нашего предприятия более приемлема, нежели чем изменяющаяся ставка, зависящая от стоимости экспортируемого товара. При отгрузке запасных частей, стоимость которых существенно ниже, чем стоимость единиц железнодорожной техники, фиксированная ставка поучается значительно завышенной, чем ставка, зависящая от стоимости экспортируемых деталей (запасных частей).

Василий Рубашкин,

Начальник бюро внешнеэкономической деятельности ЗАО «Омутнинский металлургический завод»:

Самое печальное, что с иностранными партнерами у нас контракты заключены долгосрочные на целый календарный год. Мы несем издержки, потому что в странах ЕЭС не принято пересматривать цены в течение календарного года.

По следующему году ведем переговоры по удорожанию продукции, но, увы, на сегодняшний день конъюнктура рынка трактует обратную позицию на снижение цен, чтобы мы были конкурентоспособными.

Мы отправляем товар по 72 группе (черные металлы) и 73 группе (изделия из черных металлов). Постановление правительства, в котором устанавливаются ставки таможенных сборов, не изменялось с 2004 года. До 2011 года была прогрессивная шкала таможенных сборов, привязанная к стоимости товара. А по изменениям сделали привязку к группе товаров.

Получилась ситуация, что на часть групп ставки таможенных сборов резко возросли. Если раньше на одну машину цена-ставка была порядка 2 тысяч рублей, то стала 20 тысяч рублей. На вагон по таможенным сборам выходило 7-10 тысяч рублей, а стало 20 тысяч рублей. У нас более чем на 95% отгрузка происходит машинами.

Кроме того, к постановлению Правительства есть примечание: если декларируется сборный товар по нескольким номенклатурным группам, то ставки сборов суммируются. Раньше же была привязка к суммовому выражению.

Это очень большой минус. Представьте, мы отправляем 18 тонн товара (73 группы), за который мы платим таможенный сбор 5,5 тысяч рублей, и доукомплектовываем машину 3 тоннами металлопроката (72 группа), сбор за который составляет 20 тысяч рублей. Какая реакция у покупателя может быть?

По данному вопросу мы также вышли в ВТПП с предложением, при декларировании в одной таможенной декларации товаров, классифицируемых по нескольким группам ТН ВЭД, таможенные сборы по таким декларациям уплачивать по ранее действовавшему принципу исходя из общей стоимости декларируемых товаров.

Юрий Исупов,

Вице-президент Вятской ТПП:

Если в ближайшее время нормативные акты не пересмотрят, то что ожидает предприятия? Можно ли говорить о том, что предприятиям придется сократить объемы экспорта?

Василий Рубашкин,

Начальник бюро внешнеэкономической деятельности ЗАО «Омутнинский металлургический завод»:

Это может отразиться. Специфика нашего производства ориентирована на станкостроение и машиностроение. На внутрироссийском рынке есть жесткая конкуренция, кроме того мы пытаемся, попасть на европейский рынок. Будем пытаться сохранять объемы экспорта, за счет внутренних издержек. Но когда предприятие работает в ноль, это не есть хорошо. Отдача должна быть.

У руководства первоочередная задача — загрузить производство, чтобы люди могли работать и получать достойную зарплату. Но в то же время предприятие должно получать нормальную прибыль, чтобы направлять деньги на модернизацию производства.

Например, мы изготавливаем лифтовые направляющие. Но внутрироссийское потребление недостаточно, чтобы наше производство работало с полной нагрузкой. Мы пытаемся выйти на заграничный уровень. Но из-за скачка ставок таможенных сборов мы не можем пустить больше денег на развитие технологии производства, на качество продукции, а должны отдать их государству, вместо того, чтобы скинуть цену и реально конкурировать с китайскими, итальянскими, чешскими товаропроизводителями.

Я не спорю, может, изменения ставок были пролоббированы крупными товаропроизводителями, в том числе и металлургами, которые товар отправляют крупными партиями. Но по мелким предприятиям ударило сильно. Они могут совсем уйти с экспорта или ограничить объем поставляемой продукции. Но могут и остаться за счет специфики своей продукции.

Юрий Исупов,

Вице-президент Вятской ТПП:

Ваша оценка того, что дополнительные платежи берут с тех, кто выпускает и экспортирует продукцию?

Василий Рубашкин,

Начальник бюро внешнеэкономической деятельности ЗАО «Омутнинский металлургический завод»:

Есть предприятия, у которых после изменений законодательства, ставки таможенных сборов снизились и в 10 раз. Есть стороны, которые выиграли, есть те, кто проиграли.

Объяснение только одно: у нас кричат, что надо развивать наукоемкие технологии. Видимо посчитали, что металлургия к ним не относится. Но мы же на экспорт отправляем высокотехнологичный металл определенной конфигурации (стальные фасонные профили, которые не имеют стандартных геометрических форм).

Нина Коробицына,

Ведущий экономист Отдела сбыта ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»:

Если дать оценку ситуации в целом, то пока для нашего предприятия применение фиксированной ставки более выгодно, так как объем экспортируемой техники превышает объем экспортируемых запасных частей. Объем импортируемой продукции в настоящее время нашим предприятием невелик.

Юрий Исупов,

Вице-президент Вятской ТПП:

Похожие материалы по теме

«АРСО» оставили без тепла

Специалисты ресурсоснабжающей организации демонтировали часть трубопровода, ведущего к предприятию.

Тарифы и нелегалы или Как выживает общественный транспорт в Кировской области

Сегодня общественный транспорт в городе и области находится на грани выживания. Что можно сделать для того, чтобы бизнес, связанный с перевозками, в Кировской области действительно развивался?