А не слишком ли большие грядут штрафы?

В Переговорном пункте участвуют: Фаина Митюшова, директор магазина «Продукты», Сергей Потехин, коммерческий директор «Универсальная –база «Кооппромторг»», Вячеслав Косулин, директор кафе «Бульвар», и Руслан Гузаиров, директор ТД «Красногорский». Вы можете принять участие в обсуждении вместе с нашими экспертами.

Законодатели предлагают увеличить ответственность магазинов за продажу просроченных продуктов в 35 раз. Если раньше магазин получал штраф в 20 тысяч рублей и продолжал работу дальше, то сейчас он должен либо заплатить 700 тысяч рублей, либо простоять без работы три месяца. А вот ответственность, по словам законодателей, должна наступать за сам факт нахождения просроченного продукта на прилавке, а не с момента покупки товара.

Так в Госдуму поступил законопроект, предлагающий внести изменения в статью 14.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Автор документа депутат Антон Беляков предполагает усилить ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил. Он возмущен ситуацией, сложившейся в России во время финансового кризиса.

«Посещение продуктовых магазинов превращается в поиск качественных или хотя бы просто непросроченных товаров,— пояснил он.— Мы уже смирились с тем, что в магазинах, даже дорогих, нам может быть продан откровенно тухлый продукт».

Кстати, сейчас, в соответствии со статьей 14.4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества, с нарушением санитарных правил или без сертификата или декларации соответствия для физических лиц максимально карается штрафом от 2000 рублей до 2500 рублей, для юридических лиц— от 40 000 рублей до 50 000 рублей, для должностных лиц— от 4000 рублей до 5000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,— от 4000 рублей до 5000 рублей.

По данным Роспотребнадзора, около 50% реализуемых в России товаров не соответствует нормам безопасности и качества. В свою очередь «Ростест» предполагает, что таких товаров порядка 60–80%. На ваш взгляд, такие нововведения позволят улучшить подобные показатели и приобрести доверие покупателей?

Сергей Потехин,

Коммерческий директор «Универсальная –база «Кооппромторг»»:

- Проблема некачественных товаров исходит главным образом от производителей. Магазины и торговые сети это всего лишь посредники между производителями и потребителями. Они закупают товар с сертификатами качества и другими необходимыми документами, доверяя поставщику. Чтобы Законопроект принес пользу, он должен усилить ответственность производителей. Конечно, в появлении просроченных товаров на прилавках виноват бывает и магазин. Чтобы обезопасить себя от этого, в супермаркетах внедряется система автоматизации торговли, внутренняя система проверок. Крупные торговые сети, всё же более застрахованы от появления некачественного и просроченного товара за счет более серьезной ответственности их поставщиков.

Руслан Гузаиров,

Директор ТД «Красногорский»:

- Весь мир работает по системе высоких штрафов для магазинов, а в нашей стране есть целые рынки просроченной продукции. Я думаю, что новый законопроект не изменит ситуацию, и статистика Роспотребнадзора не улучшится, потому что некачественные товары появляются на прилавках, как правило, по вине производителя. Продавец не может поштучно проверить товар и убедиться в его качестве. Поэтому я думаю, что подобные нововведения должны касаться в первую очередь производителей.

Большие штрафы грозят только крупным магазинам, юридическим лицам, а мелкие магазинчики, зарегистрированные на ИП, опасаются штрафов всего в 5-7 тысяч рублей. Таким образом, ужесточится контроль фактически только за крупными игроками, которые своими внутренними мерами способны повлиять на поставщиков.

Вячеслав Косулин,

Директор кафе «Бульвар»:

- Главное в этом деле «не рубить с плеча»! Приняв поспешное решение, под «плаху» могут попасть невинные люди.

Наши надзорные службы «крайними» всегда делают последнего продавца, т.е. розницу, а я считаю, что действовать надо обобщённо, а не ограниченно, т.е. рассматривать всю связку от производителя до розничной торговли. И вот если в этой связке будет выявлен объект, который своим умыслом или халатностью допустил продажу товаров или оказание услуг опасных для жизни и здоровья людей, то здесь я готов поддержать самые строгие меры наказания. Хочу заметить, что речь идёт только об опасности для жизни и здоровья людей (ч.2, ст 14.4 КоАП РФ), если данная услуга или товар не мог нанести урон жизни и здоровью людей, то соответственно и наказывать его нужно по санкциям, указанных в 1-й части ст 14.4 КоАП РФ.

Фаина Митюшова,

Директор магазина «Продукты»:

- Такие нововведения не изменят ситуацию. Производитель как реализовывал некачественную продукцию или контрафакт, так и будет. Мы же приобретаем товары и имеем все необходимые документы. Но в конечном итоге оказывается виноватым продавец, все претензии и ответственность ложатся на него.

Если законопроект примут именно в такой редакции, то придется ли что-либо изменять в Вашей деятельности? (риторический вопрос: как жить бизнесу после этого)? Придется ли магазинам как-то перестраивать свою работу, чтобы вписаться в новый закон? Есть ли в законопроекте еще негативные стороны для бизнеса, которых не заметили мы?

Вячеслав Косулин,

Директор кафе «Бульвар»:

- Так же считаю, что наказывать нужно непосредственно человека, который умышленно нарушал закон. Определять такого человека должен суд, так как просто возложить ответственность на директора это жестоко. Соответственно придётся разработать систему обеспечения взыскания штрафа. Т.е. продумать как взыскать 750 000,00 рублей с владельца киоска, у которого средний доход в год 360 000,00 рублей. (В шутку можно составить схему борьбы с конкурентами: подкупил продавца, чтобы продала просроченный сок. Зафиксировал на камеру. Сообщил в Роспотребнадзор и прощай конкурент соседнего киоска).

Руслан Гузаиров,

Директор ТД «Красногорский»:

- Новый законопроект — логичная мера, после того, как отменили обязательную сертификацию и ГОСТ. Сразу было понятно, что будет усилена ответственность производителей и продавцов. В связи с этим в сети магазинов «Красногорский» создана внутренняя ревизорская служба, которая как минимум два раза в месяц проверяет каждый магазин. В результате уже более двух лет мы не имеем претензий от покупателей по поводу срока годности продуктов. Если Законопроект примут в новой редакции, то внутреннюю систему контроля мы усилим.

Сергей Потехин,

Коммерческий директор «Универсальная –база «Кооппромторг»»:

- В Законопроекте говорится об очень больших штрафах. Вероятно, эта мысль заимствована из Европы, где совершенно другие доходы у населения, другого менталитета, где отношения между производителем и посредником магазином выстраивались десятилетиями. В России увеличение ответственности в 35 раз — это не воспитательная мера, а скорей провокация к коррупции. Чем больше штрафов, тем больше коррупции. Штраф в 700 тысяч или приостановка деятельности на три месяца — не выход. Кроме того, с прилавков магазинов могут исчезнуть продукты местных производителей, которые производят товар с небольшим сроком годности.

Крупные торговые сети сотрудничают, как правило, с производителями или официальными дистибьютерами в своих регионах. При этом у продавца есть три основных требования к выбору поставщика:

1. Соотношении цены и качества товара

2. Наличие покупательского спроса на товар, бренд, торговую марку

3. Дополнительные условия, индивидуальный подход к сотрудничеству.

Бывает так, что на определенный товар или торговую марку наблюдается активный покупательский спрос, но товар при этом имеет ряд замечании по качеству и требований современной торговли. Логично, что виноват в этом не магазин, а производитель. По новому Законопроекту ответственность понесет всё же продавец.

Фаина Митюшова,

Директор магазина «Продукты»:

- Если Законопроект примут, то продукты качественней не станут, а большое количество магазинов просто закроются. Штрафы в 700 тысяч особенно для небольших магазинов непосильны.

На ваш взгляд, законопроект в этой редакции жизнеспособен? Какие лазейки и подводные камни в нем есть? Что бы вам хотелось изменить в этом законопроекте?

Сергей Потехин,

Коммерческий директор «Универсальная –база «Кооппромторг»»:

- Влиять нужно на производителя. Повышать штрафные санкции магазинов в 35 раз нецелесообразно с точки зрения эффективности достижения цели. В конечном итоге все издержки лягут на покупателей. Думаю, что в такой редакции Законопроект нежизнеспособен, он требует больших доработок и разъяснений. Он должен четко распределить ответственность между производителем и продавцом.

Фаина Митюшова,

Директор магазина «Продукты»:

- Такие меры оправданы по отношению к нечестным продавцам и нечестным производителям. Возможно, штрафы и санкции их дисциплинируют. Но неправильно эти же самые меры применять к добросовестным продавцам.

Вячеслав Косулин,

Директор кафе «Бульвар»:

- Любое ужесточение мер наказания приводит к уменьшению нарушений в данном направлении. Строгость санкции очень дисциплинирует человека. Может это даже наша проблема в очень щадящих наказаниях. Вряд ли пьяный сядет за руль, если ему за это грозит расстрел. Если законопроект примут именно в такой редакции, то мне придётся более дотошно проникнуться в суть вещей, напрямую связанные с данным законом.

А именно:

1) определить круг людей, ответственных за качество, срок годности и правила хранения продуктов. Прописать всю ответственность в должностной инструкции, вплоть до указания статей и штрафных санкций.

2) директором данного предприятия лучше ставить человека, который отвечает напрямую за деятельность данного заведения.

3) иметь всегда фирму в запасе. Главное чтобы все вопросы, касающиеся применения санкции, решались через суд, а не решением какой-нибудь комиссии, т.к. Нужно профессионально обозначить виновного путём совокупности всех имеющихся фактов.

Руслан Гузаиров,

Директор ТД «Красногорский»:

- Законопроект в такой редакции жизнеспособен. Нам есть чему поучиться у европейцев, где штрафы достигают нескольких тысяч евро. Это лишь желание жить в более цивилизованной стране. Несомненно, данные меры станут стимулом для бизнеса работать в более качественном направлении.

На мой взгляд данный Законопроект в первую очередь должен касаться заводов и производителей, ведь речь идет не только о «просроке», но и о нарушениях техрегламента.

Похожие материалы по теме

12 тезисов Михаила Хазина

29 ноября в Кирове побывал Михаил Хазин. Российский экономист и бывший чиновник администрации президента России приехал не просто так.