Выпускной в Институте благородных девиц

Описание

Впервые институт благородных девиц появился в России благодаря Екатерине Великой. В 1764 году по ее специальному указу в Санкт-Петербурге было создано «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц».

Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». До присоединения Крыма к России оставалось почти 20 лет, но и после этого еще долгое время на полуострове ощущался недостаток женских учебных заведений.

Принимали туда только дочерей богатых родителей. Оно и немудрено, ведь образование в то время стоило дорого.

И уже через 100 лет существования института начали раздаваться иронические реплики о «жеманных дурочках», «жантильных белоручках» и «сентиментальных барышнях», считающих, что «булки растут на деревьях» и «после тура мазурки кавалер обязан жениться», а слово «институтка» стало синонимом излишней сентиментальности, впечатлительности и ограниченности. 

Впрочем, название «Институт благородных девиц» сейчас у всех ассоциируется с нравственной честью. Именно так девочки и учились. Как утверждают историки, с самого поступления в институт и до последней минуты пребывания в нем, ученицы не выпускались из заведения и беспрестанно находились под надзором своих начальниц. Только болезни родителей или близких родственников были поводом для того, чтобы отпустить девочку домой.

Вот так выглядела ученица выпускного класса.

Воспитанниц учили кулинарии и ведению домашнего хозяйства, впрочем, многие выпускницы рассказывали, что знания по эти предметам давали совершенно отрывочные. Например, в старших классах существовало дежурство по кухне, когда институтки под руководством поваров сами готовили еду, однако, скажем, жарка котлет исчерпывалась для них только... лепкой изделий из уже готового фарша. Никаких сведений о выборе мяса или о дальнейшей тепловой обработке блюда не давали.

В Смольном служили хорошие преподаватели рукоделия, однако занимались они не столько обучением, сколько изготовлением дорогих вышивок, которые было принято дарить посещавшим институт важным персонам. Кроме того, девушек, которые особой склонности к вышивке не проявляли, предпочитали вовсе не учить этому ремеслу в целях экономии материала.

Кроме того, девушки усердно занимались изучением языков. Особое значение уделялось тому, как принимать в своем доме августейших особ.

Собственно говоря, переход в новый класс, как и набор, и выпуск, происходили каждые три года. Это сильно затрудняло работу с отстающими - держать девицу в классе еще три года находили негуманным для нее и неудобным для себя. Неуспевающую просто переводили в слабое отделение и редко вызывали, но аттестат так или иначе выдавали.

Ну а сам выпускной проходил также под строжайшим контролем. Учредители заведения устраивали балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство. Несколько часов девочки танцевали друг с другом, не имея возможности посмеяться или подурачиться, чтобы не быть наказанными. Изредка в некоторых заведениях на балы приглашали кавалеров-родственников. Причем родство считалось обязательным условием.

Но быди и такие институты, которые в России считались порождением распущенности, когда на бал приглашали воспитанников дружественных мужских учебных заведений. С началом Первой мировой войны празднования совсем прекратились. Считалось, что нельзя веселиться в то время, когда идут военные действия. После получения аттестата за девушками признавалось право быть домашней учительницей.

Похожие материалы по теме